Шаг 1. Проанализировать текущее состояние бизнес-процессов и потребностей
Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия, в результате которых появляется продукт. В процессе участвуют все, кто работает над созданием, продвижением и продажей продукта, и руководство компании.
Анализ бизнес-процессов — это методы и инструменты, с помощью которых аналитики выясняют, где сложности у компании, на какой процесс обратить внимание. Результаты такого анализа помогают исправить недочеты и улучшить рабочие процессы, например:
избежать проблем с репутацией или исправить ее;
увидеть, где есть проблемы в работе над продуктом, и обратить на них внимание;
изобразить весь рабочий процесс в понятной схеме.
Виды бизнес-анализа:
основной — сюда входят процессы, которые лежат в основе бизнеса и приносят большую долю дохода. Например, основной вид деятельности — создавать умных голосовых роботов с искусственным интеллектом, и все остальные процессы выстраиваются вокруг него;
обеспечивающий — процессы, которые делают возможной реализацию основного вида анализа. Сюда относится работа сотрудников, финансы, техническая база;
вспомогательный анализ помогает поддерживать основные процессы, с которых нет дохода. Это, например, анализ работы бухгалтеров, юристов, курьеров;
развивающий процесс помогает улучшить продукт. Например, у голосового робота был только женский голос, разработчики добавляют мужской, и количество заказов увеличивается;
управленческий вид анализа изучает управление другими процессами. Сюда относятся отчеты и аналитика.
Бизнес-анализ строится на этапах, которые следуют в определенном порядке:
спланировать, как провести анализ, — этап, на котором нужно написать план того, как проводить анализ, какие подходы и методы использовать;
поставить границы анализа — определить, с какого момента бизнес-процесса начинать анализировать. Например, можно начинать с первого звонка человека в компанию или с первого холодного звонка менеджера клиенту. Концом анализа может быть заключение договора или конец гарантийного обслуживания;
собрать информацию о потребностях компании и найти, в чем проблема. Данные должны отражать реальное положение компании. Для этого изучают документы, аналитику, проводят собеседования со всеми сотрудниками, которые задействованы в процессе;
обозначить решения, которые помогут выйти из ситуации. Таких решений может быть несколько, поэтому нужно выбрать рабочие варианты;
протестировать выбранные решения, чтобы они соответствовали поставленным целям;
запустить в работу те методы, которые прошли тестирование и должны помочь компании;
проанализировать, как работают новые решения, добивается ли компания тех целей, которые поставила.
Дальше нужно проанализировать результаты, чтобы понять, какие работают, какие можно
автоматизировать и оптимизировать, а от каких нужно отказаться. Например, звонить по холодной базе могут умные голосовые роботы, а не менеджеры по продажам. Тогда у менеджеров будет больше времени, чтобы доводить клиентов до заключения договора. В автоматизации процессов помогает црм-система.