Смарт — это методика формулировки цели. С помощью метода можно описать задачу так, чтобы исполнители точно с ней справились, уложились в дедлайны и не тратили время на ерунду. Если ставить задачу по смарт, то можно сразу понять, насколько она важна для бизнеса, получится ли ее достигнуть и сколько времени потребуется.
Смарт снимает недопонимание между руководителем и исполнителем и делает цель прозрачной. Например, руководитель в четверг просит менеджера сделать красивый и удобный архив отчетности по проектам. Для руководителя это значит, что папки нужно отсортировать по годам и положить в облако, чтобы он в пятницу смог поработать с ними из дома. В его представлении на такую работу уйдет полдня. А исполнитель начинает делать графики и общий поиск по архиву, так что к пятнице ничего не готово.
Еще смарт помогает избавиться от целей, которые не отвечают стратегии компании. Они могут быть важными, но в моменте есть более актуальные задачи.
Например, у компании есть ютуб, куда годами загружают контент: выступления с конференций, лекции об опыте компании, рассказы о продукте. Руководитель решает превратить канал в площадку для привлечения клиентов. Для этого нужно сделать обложки для старых роликов, придумать концепцию и снять новые видео. Только клиенты лучше приходят с сайта и рассылки, а ютуб остается второстепенным каналом. Если прогнать идею по критериям смарт, то задача с роликами станет второстепенной.
А еще смарт помогает отслеживать кипиай проекта и быстрее достигать показателей.
Критерии смарт
В английской аббревиатуре SMART каждая буква — это название критерия, которому соответствует цель. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной во времени. Рассмотрим каждый критерий.
Конкретная (specific). Смарт-цель нужно сформулировать так, чтобы все участники команды понимали ее одинаково и добивались одного конкретного результата. Например, формулировка «Увеличить базу клиентов почтовой рассылки и поднять продажи» не проходит этот критерий, потому что здесь две разные цели.
Измеримая (measurable). Этот критерий определяет, что будет считаться результатом и как его измерять. Например, это количество человек, которые согласились получать рассылку.
Достижимая (achievable). У компании должно хватать ресурсов на достижение цели. Этот критерий удобно проверять на предыдущем опыте компании или средних показателях рынка. Если за предыдущий год на рассылку подписались триста человек, не стоит ожидать взрывного роста за месяц. Недостижимые цели не только становятся пустой тратой времени, но и демотивируют команду: «Мы столько работали, а результата ноль».
Значимая (relevant). Даже маленькая задача должна соответствовать стратегии компании и не противоречить другим целям. Этот критерий делает смарт-цель гибкой: если она устарела и потеряла значимость, ее переформулируют или от нее вовсе отказываются.
Ограниченная во времени (time bound). Заранее оговариваются дедлайны конечной смарт-цели и всех ее этапов. Обычный срок для смарт-целей — три месяца, полгода или год. Если поставить слишком короткий срок, команда рискует не успеть добиться результата, слишком длинный — задача может потерять смысл. Если дедлайн не обозначить, сотрудники могут откладывать задачу и заниматься горящими проектами. Из-за слишком долгой проверки гипотеза теряет актуальность. Большие задачи, например запуск блога, лучше разделить на более мелкие и ограничивать срок их запуска и тестирования. .
Важно не пропустить ни одной буквы в аббревиатуре и уделить внимание каждому критерию. В этом помогает пошаговый план. Он потребуется только на первых порах, а когда смарт станет привычкой, о нем можно не задумываться.
Пошаговая постановка цели по смарт
Задачи по смарт можно выстраивать по такому алгоритму.
Провести исследование. Оценить проблемы компании, провести анализ внешнего окружения и конкурентный анализ.
Сформулировать цель по принципу «Одна проблема — один результат». Если компания хочет поднять мотивацию сотрудников и одновременно увеличить средний чек, то ставятся две разные smart цели.
Проверить формулировку: нет ли у нее двойного толкования или расплывчатых определений, например «повысить эффективность». Если есть, то предположение нужно уточнять.
Посмотреть, как новая цель соотносится с прежними. Действительно ли она актуальна для компании и соответствует стратегии.
Определить показатели, при которых цель будет достигнута. Насколько они реальны, как соотносятся с предыдущими метриками компании.
Проверить ресурсы. Достаточно ли сотрудников, есть ли у них необходимые инструменты.
Поставить дедлайн. Сроки должны соотноситься с ресурсами компании и сложностью задачи. Если цель большая, то помогут промежуточные даты, чтобы контролировать прогресс.
Назначить ответственных. Даже если над задачей будет работать команда одного уровня, среди них нужно выбрать главного. Он будет контролировать работу и отчитываться о результатах. На первом обсуждении с командой подробно разбирают цель и добиваются одинакового понимания задач и сроков.
Записать все договоренности. И сделать так, чтобы они были доступны для всех в любое время. .
Смарт-цель можно уточнять по небольшому чек-листу с основными вопросами
Как ставить цель по смарт: пример для бизнеса
Смарт-цели работают в любых сферах деятельности. Вот пример из бизнеса.
Школа онлайн-обучения хочет улучшить репутацию. Для этого она планирует собрать отзывы пятидесяти выпускников. Проблема в том, что люди неохотно пишут положительные отклики: у них нет времени и они не знают, что оценивать. А еще им неудобно отвечать операторам в рабочее время. .
Тогда смарт-цель может быть такой:
Собрать пятьдесят отзывов за месяц с помощью голосового робота, чтобы использовать их на сайте, в соцсетях и презентациях. .
В такой формулировке задача:
конкретная — показывает, какой планируется результат и как его добиться;
измеримая — у нее есть точный показатель, сколько потребуется отзывов, чтобы закрыть задачу;
достижимая — всю работу сделает робот, а менеджеры по работе с клиентами не будут тратить время на выпускников;
значимая — соответствует общей задаче школы, которая хочет улучшить репутацию;
ограниченная во времени — на сбор есть месяц. .
Особенность смарт-методики в том, что ее можно применять и в личных целях, не только в бизнесе.
Как ставить смарт-цель: пример из жизни
Человек находит в подъезде семерых котят и решает найти им дом. Обычно это непростая задача, которая может растянуться на полгода.
Вот как ее можно сформулировать по смарт: раздать всех котят за два месяца так, чтобы они попали в хорошие руки, через соцсети, страницы друзей и городские сообщества.
Проверяем, подходит ли цель под smart критерии.
конкретная — заранее определяет, что ни один котенок не останется дома и не окажется снова на улице;
измеримая — цель ограничена количеством котят;
достижимая — у человека есть соцсети и время на размещение постов о найденных животных. А еще возможность два месяца ухаживать за котятами;
значимая — животных нужно пристроить, иначе временный хозяин превратится в постоянного;
ограниченная во времени — через два месяца животные должны обрести новый дом. .
Правильно сформулированная смарт-цель помогает собрать понятные критерии и реалистичный график для личной или бизнес-задачи. Методика smart полезна и при создании гипотез. Об этом мы рассказывали в статье о том, как формулировать гипотезы, чтобы они работали.
Ещё больше статей
продажи
роботы
роботы
Как продавать с помощью умного робота в AmoCRM
Обновляем личный кабинет: все роботы в одном месте
Мы получили лида за 107 ₽, когда раньше на привлечение тратили 250−500 ₽
Остались вопросы? Свяжитесь с экспертом
Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение