Маркетинговая стратегия — это план, по которому компания развивается, чтобы достигать целей. Стратегии разрабатывают на длинные промежутки от нескольких месяцев до нескольких лет — это зависит от цели, которой хочет достичь компания. Цели для стратегии должны быть четкими и достижимыми, например:
определить и выбрать инструменты, которые помогут достичь поставленных задач;
найти методы, которые помогут увеличить продажи;
освоить новые возможности в производстве и обучить персонал;
увеличить прибыль, например, в три раза за пять лет.
Главная задача — распределить ресурсы компании так, чтобы достигнуть целей и не стать банкротом. Для этого руководство компании и маркетологи изучают:
рынок для продвижения товара;
конкурентов;
спрос у покупателей на продукцию;
кто будет покупать и в каком сегменте находится покупатель;
возможности для развития бизнеса;
риски и решения, чтобы их снизить или избежать.
Работа над маркетинговой стратегией идет в двух направлениях: аналитическом и практическом. Аналитическая часть состоит из этапов, когда маркетологи собирают информацию о рынке, конкурентах, покупателях, о том, что нужно, чтобы улучшить продукт. Практический этап — это план действий, которые помогают достичь целей.
Вот что нужно, чтобы составить маркетинговую стратегию:
изучить рынок и понять, нужен ли товар сейчас в том виде, в котором он есть. Например, компания делает чат-ботов, а на рынке большой спрос на умных голосовых роботов с искусственным интеллектом. В этом случае компании нужно переквалифицироваться под потребности рынка;
проанализировать риски — провести анализы, которые помогут понять, где бизнес поджидают опасные моменты, и заранее попытаться их закрыть.
В этом могут помочь гипотезы;
оценить конкурентов — узнать, какие продукты они предлагают, какую рекламу используют, где больше всего подписчиков, есть ли сайт, лендинг или медиа для продвижения;
определить аудиторию — выбрать, кому предлагать продукт, например напрямую клиентам в розницу, или оптом, или работать только с компаниями.