Первое, с чем нужно разобраться при выборе голоса, — определить ядро целевой аудитории и стереотипы относительно продукта. Если компания продает медицинские услуги и в представлении большинства клиентов врач — женщина, то нужно выбрать женский голос. А если компания продает веб-разработку и клиенты представляют разработчика как мужчину, то голос роботу тоже нужен мужской.
Кроме целевой аудитории, на выбор голоса влияет,
какую задачу нужно решить с помощью робота. Для коротких звонков хорошо подойдет голосовой робот с мужским голосом: например, рассказать об акции, напомнить о встрече. Голосовой робот с женским голосом лучше справляется, когда нужно вовлечь собеседника в диалог: проекты клиентов Томору показывают, что диалог с голосовым роботом женщиной длится дольше в 84% случаев. То есть робот с женским голосом лучше удерживает внимание людей.
Следующий шаг для выбора голоса — описать образ продукта, который хотим сформировать у клиента. Голос робота должен соответствовать тон-оф-войс компании в других коммуникациях. Если компания определяет свой стиль общения с клиентами как дружелюбный, эмоциональный и уважительный, лучше выбрать женский голос. А если компания хочет сформировать образ лидера с директивной манерой общения, лучше использовать мужской или низкий женский голос. Такой голос лучше убедит клиента при продаже сложных технических устройств в би-ту-би сегменте.
У компаний с похожими продуктами аудитория может по-разному воспринимать продукт и голос робота. Поэтому нужно не только ориентироваться на собственные представления о том, какой голос подойдет, но и провести исследование среди клиентов.
Для этого можно запустить
АБ тесты: запрограммировать несколько вариантов голоса для робота и запустить обзвон, в котором робот будет самостоятельно случайным образом выбирать, каким голосом разговаривать. По результатам тестов будет ясно, в каких случаях люди быстрее завершали разговор и клали трубку, когда чаще соглашались разговаривать, как диалог с роботом конвертировался в продажи.
Для АБ тестов нужна выборка клиентов, хотя бы несколько сотен. Если столько клиентов пока нет, есть другой способ понять, какой голос лучше работает на задачи компании, — провести опрос. Для этого дать людям послушать голос, спросить, какие ассоциации вызывает этот голос, попросить оценить уровень доверия голосу по десятибалльной шкале.
Если нужно понять предпочтения клиентов еще до разработки робота, то
проводятся глубинные интервью. С их помощью можно выяснить ожидания и представления о том, как должен общаться специалист определенной компании, чтобы располагать к общению и вызывать доверие.