Как развивается рынок искусственного интеллекта в России
По данным экспертов, 20% крупнейших российских компаний используют искусственный интеллект для решения бизнес-задач. Вот что можно делать с помощью ИИ:
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
обучать сотрудников;

звонить и отвечать на вопросы клиентов;

возвращать клиентов;

повышать продажи;

автоматизировать процессы;

нанимать сотрудников;

анализировать большие объемы данных;

защищать компанию от мошенников в интернете.

Прежде чем внедрять искусственный интеллект, нужно выяснить, какие проблемы должен решить алгоритм.
Рынок искусственного интеллекта в России
Около 72% предпринимателей в России используют нейросети и только 2% владельцев компаний решили, что искусственный интеллект им не подходит.

Еще одно исследование показало, что предприниматели чаще используют продукты с искусственным интеллектом, чтобы анализировать видео, тексты и картинки. Реже — для сфер, где нельзя напрямую контролировать нейросеть, например, такие системы встроены в автомобили «Тесла». Если алгоритм собьется, рядом не будет разработчика, который исправит сбой во время движения. Иногда такие сбои приводят к трагедии.
Скриншот изображения рейтинга, который показывает, какие технологии с искусственным интеллектом наиболее востребованы. Чаще всего используют технологии с компьютерным зрением, например чтобы создать картинку или написать текст. Меньше всего технологий с ИИ в направлении, где человек не может до конца контролировать алгоритмы
В России также есть спрос на технологии, которые умеют отбирать товар по запросам и выдавать контекстную рекламу по поисковой истории покупателя. Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Не только частные компании закупают продукты с искусственным интеллектом. По данным экспертов из поисково-аналитической системы по управлению тендерами «Тендерплан», госкомпании покупают всё больше продуктов с искусственным интеллектом и внедряют их в работу. Например, в 2022 году было 135 тендеров, а в 2023 году их количество выросло почти в два раза.
Сферы бизнеса, где используют искусственный интеллект
Искусственный интеллект есть уже практически во всех сферах бизнеса. Например, в продажах умные роботы с искусственным интеллектом звонят клиентам и приглашают на вебинары, отвечают на вопросы. Умные роботы разговаривают так, что человек не догадывается, что это робот. А еще голосовые роботы с искусственным интеллектом умеют шутить. Если внедрить такого робота, он возьмет на себя рутинную работу, например освободит менеджеров от звонков по холодной базе.

Искусственный интеллект используют не только в продажах, а еще, например:

в управлении персоналом. Эйчары нанимают сотрудников, обучают их, систематизируют базу данных. Все эти задачи можно поручить ИИ. Например, умный робот может рассказать о вакансии или уточнить у человека, интересуется ли он еще позицией, ответить на вопросы о графике работы и зарплате. При этом 80% соискателей не догадываются, что говорят с роботом.
Так выглядит разговор умного робота Tomoru, который уточняет у соискателя, ищет ли он еще работу. Источник: Томору
Робот не принимает решение о приеме человека на работу, он только опрашивает соискателей и передает данные эйчару.

в маркетинге и рекламе. Искусственный интеллект помогает справляться с рутиной, изучать потребности клиентов и тенденции рынка. Например, ИИ может создавать персональные предложения по тому товару, который человек ищет.

ИИ собирает рекомендации по товарам на основе тех, которые человек уже купил в приложении или на сайте магазина, искал или положил в корзину. Также работают онлайн-кинотеатры: они советуют фильмы на основе тех, которые человек уже смотрел.

в продажах. Алгоритм с ИИ умеет прогнозировать спрос на товары, подсказывать, какие товары заканчиваются на складе и нужно срочно заказывать, а каких, наоборот, слишком много.

Голосовой робот с искусственным интеллектом помогает звонить по клиентской базе — программу можно подключить к crm-системе, чтобы все данные о клиенте сохранялись в одном месте.

Чат-боты отвечают на вопросы клиентов круглосуточно и без выходных. Например, бот может рассказать, как проехать до ближайшего магазина или какие курсы есть на образовательной платформе.
Скриншот сообщения чат-бота образовательной платформы «Скилбокс», где видно предложение скидки в честь Дня студента
В чат-боте Скилбокса можно не только почитать новости и узнать о скидках, но и оплатить курс, получить рассрочку или консультацию специалиста. Источник: чат-бот Скилбокса
Еще чат-бот может собрать обратную связь у клиентов, чтобы компания могла улучшить сервис.

в медицине. 70 регионов России внедряют искусственный интеллект в работу поликлиник и больниц. Алгоритмы помогают врачам анализировать результаты обследований, ставят предварительные диагнозы. Искусственный интеллект умеет считывать данные КТ и МРТ за секунду и выдавать результат в режиме реального времени. Алгоритмы способны даже проводить операции.

в сельском хозяйстве. Разработки с искусственным интеллектом помогают выращивать урожай. Например, умные фермы или система, которая с доходов от рекламы сажает деревья. Еще можно поставить дома умные грядки и заниматься земледелием.

В России создали умную систему с искусственным интеллектом, которая с помощью компьютерного зрения умеет определять зараженные фрукты и овощи на стадии, когда человек еще не видит повреждения. Система выявляет гниль и плесень и предупреждает об этом человека.

в автомобилестроении. Самый известный пример в автомобилестроении с применением искусственного интеллекта — это машины марки «Тесла». В России Яндекс запускает роботакси, машина еще работает в тестовом режиме и можно поучаствовать в тестировании. Для этого нужно заполнить заявку и дождаться звонок от оператора с дальнейшими указаниями.

Еще искусственный интеллект встраивают в голосовых помощников или парктроники, он также поможет оценить и продать машину.

в строительстве. Искусственный интеллект в строительстве помогает рассчитать, сколько будет длиться стройка, сколько нужно рабочих и материалов и каковы риски, если, например, во время строительства ухудшится погода или не хватит работников. Еще программы с ИИ помогают заключать договоры с подрядчиками.

в бухгалтерии. Искусственный интеллект в бухгалтерском учете помогает автоматизировать процессы, например чтобы обрабатывать первичные документы, собирать отчеты, заполнять платежные документы и декларации для налоговой, работать с накладными.

Вот еще несколько примеров, как искусственный интеллект помогает бизнесу в России:

сортирует мусор;

предсказывает погодные катаклизмы;

ищет новые месторождения нефти.

Айти-рынок России растет, открываются стартапы, которые занимаются разработкой и внедрением продуктов на основе искусственного интеллекта. Например, компания «Томору» создает умных голосовых роботов и чат-ботов с искусственным интеллектом. Роботы могут многое: звонить клиентам, возвращать тысячи клиентов, обучать сотрудников.

Ещё больше статей

сотрудники
маркетинг
продажи
Мы ненавидим холодные звонки. И это наш важный канал продаж
Как голос робота влияет на продажи
Как грамотно и эффективно проводить обзвон клиентов

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru