Как внедрить и начать применять искусственный интеллект в бизнесе
В России 52% крупных компаний используют искусственный интеллект в работе. Искусственный интеллект — это компьютерная система, которая может выполнять различные задачи, например: звонить клиентам по холодной базе, записывать на прием к врачу или находить необходимую информацию. или найти необходимую информацию. Система работает со специальными алгоритмами, которые помогают принимать решения на основе данных в ней. Чем больше данных, тем больше умеет система, поэтому искусственный интеллект нужно обучать.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Можно выделить два вида искусственного интеллекта, в зависимости от их функций:

узкий искусственный интеллект — он выполняет конкретные задачи, на которые его запрограммировали. Примером такой программы может быть голосовые помощники Сири или Алиса, функция в маркетплейсе, которая предлагает докупить вещи на основе того, что уже выбрал покупатель. Этот вид интеллекта действует по тем данным, которые для него написали специалисты, но не может думать и принимать решения сам;

общий искусственный интеллект — это программа, которая может принимать решения как человек. Такие системы пока остаются теоретическими, а примеры есть в фантастических фильмах, например биоробот Бишоп из первого фильма «Чужие».

В бизнесе ИИ помогает в разных областях, например автоматизирует работу отделов и выполняет рутинные дела. Чтобы внедрить искусственный интеллект в бизнес-процессы и организовать работу компании с учетом умных алгоритмов, важно понять, в каких направлениях нужны новые технологии и разработать последовательный план внедрения.
Виды ИИ в бизнесе
Искусственный интеллект помогает предпринимателям решать проблемы, например: как успеть обзвонить базу клиентов на несколько сотен человек и пригласить их на вебинар или как вернуть клиентов, которые ушли, но их контакты остались в базе. Алгоритмы могут быть в виде чат-бота, голосового умного робота, аналитической программы, программы для создания текстов, картинок или видео.

Программы с искусственным интеллектом работают в разных сферах, например:

в медицине искусственный интеллект помогает врачам ставить диагноз, делать операции и разрабатывать препараты. В диагностике популярной программой можно назвать диагностический центр МДДС — это алгоритм, который помогает врачам. Он умеет моментально считывать данные КТ или МРТ, поэтому не нужно ждать описания снимков. Еще программа помогает поставить диагноз после того, как проанализирует данные пациента.

В 2020 году американские ученые из Национального института онкологии опубликовали исследование о том, что искусственный интеллект способен выявлять рак по маммограмме с точностью 94,5%, а радиолог видит заболевание в 88,4% случаев. Искусственный интеллект способен обрабатывать данные исследований, проводить операции, предлагать лечение;

в маркетинге и продажах — роботов можно встроить в crm-систему, чтобы все данные о клиентах отражались в одной программе, а менеджеры имели доступ к этой общей базе. Также роботы могут делать рутинную работу, например обзванивать клиентов по холодной базе;

в автопроме — это автомобили с искусственным интеллектом, которым не нужен водитель. Им достаточно сказать, куда доставить пассажира. В таких машинах есть алгоритм, который способен управлять машиной и следить за безопасностью на дороге. Не всегда такие поездки безопасны. Голосовой помощник или помощник по парковке тоже может быть с искусственным интеллектом;

нейросеть — программа с ИИ, которая может обрабатывать фотографии, писать тексты, создавать изображения по описанию. Самая известная нейросеть — ChatGPT, вот пример, как она помогла починить код на сайте Томору.

Еще есть программы с искусственным интеллектом, которые защищают сайты от кибермошенников, умеют распознавать лица и только после этого давать доступ к деньгам. Такие роботы нужны в сфере финансов, например в банках.
Какие задачи бизнеса решает ИИ
С помощью ИИ бизнес решает рутинные задачи, например: алгоритмы могут обзванивать холодных клиентов, помогать с наймом, обучать сотрудников и много чего еще. Все эти задачи делятся на три группы:

автоматизация бизнес-процессов — это возможность перенаправить часть рутинных задач программе, которая оснащена искусственным интеллектом. Автоматизировать можно, например, холодные обзвоны, общение с заказчиками, документооборот, бухгалтерский учет, наём сотрудников. Автоматизация бизнес-процессов помогает повысить лояльность к бренду, максимизировать выручку и разгрузить менеджеров;

прогнозирование — это процесс, когда алгоритмы на основе искусственного интеллекта анализируют, например, данные о продажах, о том, сколько кредитов и в какое время люди берут чаще. Такие данные нужны компании, чтобы просчитывать издержки, прогнозировать спрос на определенные группы товаров или быстрее обрабатывать заявки и доставлять заказы. Благодаря прогнозированию, которое делает ИИ, руководство компании может принимать более точные решения;

генерация — это способность искусственного интеллекта создавать, например, тексты, видео, картинки по запросу. Также алгоритм может создать любой голо: для этого нужно записать свой и отправить в программу, дальше задать параметры голоса, который нужно получить, и программа его сгенерирует.

Такие задачи можно реализовать в повседневных бизнес-процессах:

Звонить по холодной базе клиентов. Менеджеры тратят время на обзвон холодных клиентов, но в это время можно работать с теми, кто уже заинтересовался продуктом. Чтобы менеджеры или работники колл-центров тратили меньше времени на рутинные звонки, компании покупают умных голосовых роботов с искусственным интеллектом, которые выстраивают диалог как люди и даже умеют шутить. Если автоответчик и обычный голосовой бот наговаривают текст и никак не реагируют на фразы собеседника, то умный голосовой робот с искусственным интеллектом слушает, что говорит собеседник, и выбирает ответ из тех фраз, которые прописаны в его памяти.
В ролике робот приглашает специалиста на бесплатный семинар по маркетингу, и человек не догадывается, что разговаривает с алгоритмом. Источник: канал Томору
Робот может не знать ответ на вопрос, тогда он сообщает об этом собеседнику и говорит, что передаст вопрос менеджеру, который ведет это направление. Менеджер свяжется с человеком и ответит на интересующие вопросы.

Умные роботы встраиваются в црм-систему и вносят туда данные по звонкам, чтобы менеджеры видели, на каком этапе работа с клиентами, и не тратили время на рутину.

Помогать клиентам через чат-боты и голосовых помощников с искусственным интеллектом. Эти технологии помогают клиенту быстрее получить ответы на вопросы и снижают нагрузку на менеджеров службы поддержки. Чат-бот — это программа, которая отвечает на вопросы клиентов в письменном или голосовом виде. Так через ботов можно повысить лояльность клиентов и разгрузить службу поддержки.
Страничка чат-бота в Телеграме образовательной платформы с онлайн-курсами «Скилбокс». Бот предлагает выбрать дальнейшее действие, например узнать, какие курсы есть на платформе, или заплатить за нужный курс
Чат-бот в Телеграме образовательной платформы с онлайн-курсами, который предлагает выбрать дальнейшее действие, например узнать о курсах или оплатить их. Источник: чат-бот «Скилбокс»
Чат-ботам не нужны выходные или больничные, а клиент получает ответ в течение минуты. Бот подходит, например, чтобы сообщить клиентам об акции или рассказать, что магазин переезжает в новое здание.

Нанимать сотрудников — искусственный интеллект помогает компании удешевить наем работников. Программа в виде чат-бота или голосового робота созванивается с соискателем, чтобы узнавать, ищет ли он еще работу, тестировать и отвечать на вопросы. Например, в компании «Томору» процесс найма длинный: соискатель общается с роботом, который оснащен искусственным интеллектом, затем с чат-ботом, потом проходит тесты по математике, логике и личным особенностям. Если пройдет все этапы, то встречается с эйчаром и проходит обучение.

Робот может рассказать о вакансии, зарплате и графике работы, ответить на вопросы и передать эту информацию эйчару. Например, в Томору робот с искусственным интеллектом занимается первичным отбором соискателей. Чтобы выбрать из тысячи резюме подходящие, специалист отдела кадров тратит на просмотр каждого две-три минуты. Получается, что на первом этапе отбора резюме работник тратит тридцать три часа, или четыре рабочих дня. В это время он не может заниматься другими делами, кроме как просматривать резюме. Робот на такую работу тратит пять минут.

Обучать сотрудников, например, с помощью чат-бота с искусственным интеллектом. Когда в компанию приходят новые сотрудники, им нужно объяснять, как заполнять документы, к кому и по каким вопросам обращаться. Необязательно отвлекать на это дело менеджеров или работников кадрового дела, можно создать чат-бот, в котором закрепить сообщения с инструкциями. Если у нового сотрудника возникнут вопросы, он спросит бота, а не будет отвлекать менеджера от работы.

Также бот может проверить знания сотрудников после обучения. Например, каждый сотрудник должен ответить на вопросы, по ответам руководство видит, как и кто учился. Если у кого-то слабые знания, возможно, человеку сложно дается это направление, и он силен в другом.

Анализировать продажи и покупательскую способность — искусственный интеллект может собирать отчеты на основе покупательской активности. Затем по этим данным прогнозировать спрос на определенную продукцию: например, зимой люди чаще заказывают горячие напитки и еду с доставкой в офис, а летом берут прохладный кофе, салаты и заходят лично, потому что приятно прогуляться. Руководство кафе решает расширять меню с учетом этих данных.

Искусственный интеллект способен следить за полками в супермаркете, создавать дизайны интерьеров, разрабатывать предложения для разных групп покупателей и помогать регулировать производство и продажу товаров.

Вот чем еще может помогать бизнесу искусственный интеллект в виде голосового робота или чат-бота:

напоминать о вебинаре или встрече;

работать с црм-системой и заносить туда данные о клиентах;

спрашивать у клиентов их мнение о продукции;

звонить клиентам, которые уже покупали что-то в магазине, потом собрали корзину, но не оплачивают и не оформляют доставку;

отвечать клиенту по телефону и консультировать по часто задаваемым вопросам.

Разработки в сфере искусственного интеллекта для бизнеса помогают экономить, больше зарабатывать, привлекать новых клиентов и возвращать старых.

Как внедрить ИИ в бизнес
Прежде чем внедрять ИИ в бизнес, нужно разобраться, какие проблемы компании должна решать программа и в каком виде нужно подключать искусственный интеллект: чат-бот, нейросеть, голосовой робот или робот для логистики или анализа данных. Вот несколько шагов, которые помогут внедрить новые технологии в бизнес.

Шаг 1. Выделить проблемы, которые должна решить программа с искусственным интеллектом. Например, в компании менеджеры не успевают доводить теплых клиентов до договоров, потому что тратят время на обзвон по холодной базе, с этим могут помочь умные голосовые роботы, которые разговаривают как люди. А если бухгалтерия не справляется с текущими документами, ей поможет умный алгоритм, который возьмет рутину на себя.

Шаг 2. Узнать как можно больше о применении искусственного интеллекта в нужной сфере. В интернете много информации об этих технологиях, поэтому можно изучать без посторонней помощи. Но этот процесс длинный, поэтому лучше обратиться в компанию, которая разрабатывает продукцию на основе искусственного интеллекта. Например, в Томору делают умных голосовых роботов и чат-ботов, которые помогают менеджерам с обзвонами и приглашениями на вебинары, а эйчарам — отбирать соискателей.

Шаг 3. Выбрать инструменты, которые помогут улучшить рабочий процесс. Чем больше вариантов использования, тем эффективнее будет работать алгоритм. Например, медицинский центр хочет принимать больше клиентов, и ему нужна программа с искусственным интеллектом, которая будет обрабатывать все обследования пациента и ставить предварительный диагноз. Врачу не нужно анализировать десятки анализов и обследований, это делает программа с искусственным интеллектом. Ценность программы с искусственным интеллектом должна быть очевидной для компании.

Шаг 4. Найти компанию, которая разработает программу и запустит алгоритм на пробный период. Лучше запустить минимально готовый продукт — версию программы, когда она способна выполнять основные функции, но еще требует доработки, — и посмотреть, как она работает, что не так, что можно поменять. Это легче, чем потом переделывать готовый продукт, и дешевле, потому что не придется вкладывать сразу полную сумму.

Шаг 5. Доделать продукт и продолжить обучать робота. Роботов и программы с искусственным интеллектом нужно обучать, чтобы они могли выполнять больше функций, и делать их лучше и быстрее.

Для внедрения новых программ и алгоритмов с искусственным интеллектом понадобятся мощные компьютеры и дополнительные программы. Например, голосовой робот обзванивает клиентов по холодной базе, и чтобы записать все данные по итогам разговора, его нужно внедрить в crm-систему. После общения с клиентом все данные звонка робот переносит в одну карточку, чтобы менеджеры видели, кто работает с человеком и на какой стадии сотрудничество.

Ещё больше статей

сотрудники
маркетинг
продажи
Мы ненавидим холодные звонки. И это наш важный канал продаж
Как голос робота влияет на продажи
Как грамотно и эффективно проводить обзвон клиентов

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru