Десять способов завершить сделку в продажах
Закрытие сделки в продажах — это важный этап в общении между продавцом и покупателем, когда обе стороны согласны с условиями сотрудничества и клиент оплачивает продукт или подписывает договор. Это не последний этап завершения сделки, потому что после закрытия нужно выполнять договоренности и поддерживать отношения с покупателем. Рассказываем о способах закрыть сделку на примере компании «Томору», которая создает умных роботов с искусственным интеллектом.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Сущность закрытия сделки
Этап закрытия сделки может длиться дни и недели, особенно если речь идет о крупных продажах. В это время продавец ведет переговоры и подбирает способы, которыми можно добиться совершения сделки. Чтобы правильно выбрать способ, нужно понимать этапы, из которых состоит финал сделки. Вот что нужно сделать:
закончить переговоры — пройти этап, когда стороны уже пришли к соглашению, подготовили необходимые документы для заключения договора, закрыли возражения, проговорили нюансы и готовы к следующему шагу;

заключить сделку — на этом этапе надо подписать договор, выставить счет, оплатить его и начать выполнять обязательства;

продолжить взаимодействовать с клиентом после сделки — это способ поддержать покупателя после продажи. Можно, например, предложить гарантийное обслуживание от компании или помощь в работе с продуктом. Если заключили договор на услуги, значит, компания выполняет услуги и отправляет отчеты о проделанной работе.
Сделка может отмениться на любом из этих этапов: даже после оплаты заказчик имеет право расторгнуть договор и вернуть деньги. Поэтому закрытой может считаться только та сделка, обязательства по которой полностью выполнены.
Как понять, что клиент готов закрыть сделку
Есть признаки, по которым можно понять, готов ли заказчик закрыть сделку: тот интересуется товаром, принимает предложения продавца, обсуждает условия, рассказывает об ожиданиях и переживаниях. Расскажем о каждом из признаков подробнее на примере умного робота «Томору».
Клиент интересуется товаром. Он уточняет нюансы, старается узнать о продукте больше деталей и может задавать такие вопросы:

— Как это работает?
— Подойдет ли моему бизнесу, если в компании 12 человек?
— Робот может позвонить, а потом отправить сообщения с документами клиенту или напомнить о мероприятии?
То есть заказчик готов к покупке, но есть вопросы, которые нужно закрыть.
Принимает предложения продавца. Человек внимательно слушает, что рассказывает продавец, и первоначально соглашается на сделку, но хочет обсудить условия.
Обсуждает условия продажи. Покупатель интересуется стоимостью, скидками, условиями. Его вопросы будут таким:

— Сколько будет стоить робот с максимальным тарифом на три месяца?
— Кто настроит программу и подключит crm-систему?
— А скидку дадите?
Рассказывает об ожиданиях и переживаниях. Он не скрывает, что есть нюансы, которые останавливают от покупки:

— Кто научит моих сотрудников работать с программой?
— У вас есть гарантийный период?
— А если программа сломается, вы ее почините?
— Как обучать робота?
Такие разговоры показывают, готов покупатель к покупке или нет. И если менеджер правильно ответит на вопросы и проведет по всем этапам, то после этого покупатель примет финальное решение.
Основные правила закрытия сделки
Можно выделить три основных правила, которые помогают оформить продажу.
Быть готовым услышать от покупателя «нет». Это тоже закрытая сделка и повод проанализировать ошибки, которые сделал продавец во время продажи. Например, он решил предложить дополнительный товар. Допродажи работают, когда уместны, но если начать навязывать ненужные вещи, человек откажется от покупки и больше не вернется.

Знать о продукте и быть готовым рассказать о плюсах и нюансах. Менеджер должен быть уверен в продукте и не уходить от вопросов, когда рассказывает о нём.

Пробовать разные способы завершения сделки. Например, метод «Дедлайн», когда продавец запускает программу, что товара осталось немного, а по этим ценам можно купить только сегодня.
Это правила, которые помогают закрыть продажу, а о способах расскажем в следующем блоке.
Способы, которыми можно завершить сделку
Техник и способов закрытия продаж много, рассмотрим наиболее популярные.
Мягкое закрытие — продавец рассказывает о положительных сторонах продукта и показывает их. Например, как чат-бот увеличивает конверсию лидов или сколько денег приносит умный голосовой робот с искусственным интеллектом. Когда продавец видит, что человек заинтересовался, рассказывает о бонусах после покупки — гарантийном обслуживании от компании или возможности вернуть товар в течение двух месяцев.

Острый угол — метод, который позволяет клиенту увидеть продукт с другой стороны, не с той, с которой он его знает. Допустим, человек хочет купить робота, чтобы звонить по базе соискателей. Он думает, что ему подойдет обычный голосовой помощник, но менеджер рассказывает, что для эйчар-отдела есть специальный голосовой робот, а для тестирования и обучения работников можно подключить умного чат-бота.

Резюме — это подведение итогов переговоров или рассказа о продукте. Суть техники — дать понять покупателю, что он выбрал нужный продукт, который решает его потребности. Например, сказать: «Итак, подытожим. Наши роботы делают 2000 звонков в час, а менеджер не больше 50, поэтому одна умная программа заменяет целый колл-центр. Роботы сегментируют контакты и вносят информацию о них в crm-систему».

Дедлайн — подталкивает клиента к быстрой покупке. Например, на странице онлайн-магазина около товара может быть написано, что осталась одна пара кроссовок под сниженной цене и это счастливый случай. Или компания рассылает предложение с акцией, которая пройдет один день, и покупателю нужно успеть купить товар по выгодным ценам. Самый яркий пример этого метода — реклама ликвидации магазинов «Санлайт», которые часто якобы закрывались и распродавали украшения, но продолжают работать.

Проба — в отличие от «Дедлайна» «Проба» не призывает к немедленной покупке, а, наоборот, дает время подумать. Покупатель пробует товар и думает, нужен ли он ему. Это может быть дегустация еды в магазине, пробники косметики, тест-драйв машины в салоне, демонстрация функций нового мобильного телефона.

Следующий шаг — продавец рассказывает о каждом дальнейшем шаге сотрудничества. Например, заказчик с клиентом готовы подписать договор на запуск бренд-медиа, и менеджер проговаривает дальнейшие шаги. Текст может быть таким: «На этой неделе мы готовим документы, согласовываем их и подписываем договор. После этого наша команда начинает писать статьи в том количестве, в котором договорились. В конце месяца наш менеджер по проектам присылает отчет, я выставляю счет, и мы ждем оплату. Так каждый месяц на протяжении трех лет». Заказчик знает, как строится работа и чего ждать от другой стороны.

Гарантированный возврат — продавец гарантирует покупателю, что если товар не подойдет, его можно вернуть. Этот метод чаще всего встречается в продаже одежды и обуви — человек покупает вещь, а спустя какое-то время понимает, что погорячился. Тогда он возвращает товар и получает обратно потраченные деньги. Здесь можно предложить больший срок на возврат, тем положено по закону.

«Да-да-да» — метод строится на ряде вопросов, на которые клиент отвечает «Да». Итоговый вопрос всегда — предложение о продаже. Покупателю легче сказать «Да» и решиться на сделку. Продавец начинает общение с простых вопросов:

— Вы хотите внедрить в работу искусственный интеллект, чтобы в результате сократить расходы на привлечение лидов?
— Готовы рассмотреть умного голосового робота с искусственным интеллектом, который говорит, как человек, шутит, а собеседники редко догадываются, что говорят не с человеком?
— Давайте расскажу вам о наших роботах и тарифы?
— Если вас устраивают условия, давайте переведу вас на менеджера, который заключает договоры, он же расскажет о том, как оплатить.

Когда человек отвечает на все вопросы «Да», продавец предлагает завершить сделку.

Социальное доказательство, или Опыт, — когда человек решает купить товар на основе отзывов и мнений других людей. По данным Бизнес-ком, 93% покупателей читают отзывы перед покупкой. Поэтому компании и магазины просят оставлять отзывы о продукте, чтобы другим было легче решиться на сотрудничество. Если собеседник сомневается в покупке, менеджер может сказать: «Если сомневаетесь, можете ознакомиться с отзывами о роботах нашей компании в интернете, например на нашем сайте или в соцсетях».
Скриншот с сайта компании «Томору», на котором изображены отзывы от клиентов. Каждый отзыв находится в своей карточке, где есть фотография сотрудника компании, аудиозапись части разговора робота, которого они заказывали, и данные о том, как технология улучшила бизнес заказчика
На сайте Томору отзывы выглядят как карточки, в которых размещены аудиозаписи с разговорами роботов. Также все отзывы разложены по направлениям бизнеса, чтобы потенциальный заказчик быстрее нашел информацию, которая относится к его сфере
К социальному доказательству относятся логотипы компаний, с которыми работает продавец, публикации в СМИ и у блогеров, распаковки, истории успеха, кейсы клиентов, мнения экспертов.

Фоллоу-ап — переводится как последующие действия или доведение до конца. Это способ поддерживать общение с клиентом, чтобы довести его до покупки. Например, менеджер по продажам встречается с человеком, рассказывает про продукт, и через два дня пишет сообщение, чтобы узнать мнение о продукте и дальнейшие планы по сотрудничеству. Или человек подписывается на сервис, у которого есть пробный период, когда заканчивается, на странице появляется сообщение с предложением купить подписку.
Любой метод помогает, если с ним правильно работать: комбинировать между собой, а если какой-то не работает, пробовать остальные.
Как ИИ помогает завершать сделки
Искусственный интеллект заключает договор и подписывает контракт, но может принять оплату за услугу или напомнить, что в корзине лежит неоформленный заказ. Вот как еще помогает искусственный интеллект:
отвечает на вопросы клиентов в чате — это умеет чат-бот с ИИ, который отвечает на повторяющиеся вопросы, например, где ближайший офис или какие условия доставки. Если чат-бот не знает ответ, он передает вопрос менеджеру, и тот звонит или пишет клиенту и помогает решить проблему;

звонит по холодной базе и предлагает продукт, приглашает на вебинары, приводит лидов, которые перестали пользоваться услугами — все эти процессы можно поручить умному голосовому роботу с искусственным интеллектом. Когда к собеседнику проявляют внимание — с заботой, ненавязчиво, он быстрее соглашается на покупку;

сегментирует клиентов, чтобы менеджер собрал предложения под определенные запросы. Например, нейросеть делит контакты по дате рождения, чтобы менеджеры магазина адресно присылали скидки или бонусные баллы;

предлагает товар на основе покупок, которые заказчик делал раньше. Например, человек купил ноутбук, а робот подбирает сопутствующие товары — мышку и коврик для нее, чехол и защитное стекло;

подбирает контент — человек смотрит фильмы или слушает музыку в приложении, а нейросеть делает подборку на основе того, что интересует человека;

анализирует предпочтения клиентов — когда и что лучше покупают. На основе этих данных выстраивают стратегии продаж и их завершение;
Искусственный интеллект помогает быстрее завершить сделку и заключить договор, потому что часть работы делает программа с искусственным интеллектом, которая работает быстрее, а в ряде задач и эффективнее, чем человек.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru