Что такое marketing qualified lead

Два человека, которые заходили на сайт, не одинаково ценны для компании. Один готов купить товар, и его достаточно подтолкнуть к этому скидкой, а другой впервые попал на сайт и не понимает, что ему продают.

Чтобы не потерять обоих клиентов, с ними необходимо правильно взаимодействовать. Работу с первым — поручить отделу продаж, так как это горячий клиент, или sales qualified lead (SQL). А вторым должен заняться маркетинговый отдел, так как это marketing qualified lead (MQL) — холодный или теплый клиент, которого нужно разогреть.

В статье поговорим о marketing qualified lead и разберемся, как с ними работать.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое marketing qualified lead и как его определить
Кто такие лиды — мы рассказывали в других статьях. Если кратко, то лид — это потенциальный покупатель, который взаимодействует с компанией и совершает значимое для ее продаж действие: например, добавляет товар в корзину, подписывается на рассылку, смотрит условия доставки и оплаты, записывается на бесплатную консультацию.

Деление лидов помогает правильно работать с ними, продвигать по воронке продаж и подталкивать к покупке.

Всех лидов традиционно делят на две группы: marketing qualified lead и sales qualified lead. Первые — это пользователи, которые проявляют интерес к компании, изучают ее предложения, но до покупки им еще далеко. В клиентской базе они обычно обозначены как холодные и теплые клиенты. Такие лиды — зона ответственности маркетингового отдела. Его задача — правильно обработать MQL, заинтересовать их и довести до отдела продаж.

Sales qualified lead — это горячие клиенты, которых доводит до завершения сделки отдел продаж. Эти лиды уже знают о продукте, знакомы с предложениями компании и готовы сделать заказ.

Например, есть два пользователя, которые одновременно зашли на сайт страховой компании. Один почитал статьи в блоге, изучил тарифы, подписался на рассылку, чтобы быть в курсе новостей компании, и ушел с сайта.


Другой зашел на сайт, перешел на страницу ОСАГО, тоже изучил тарифы и заполнил заявку на расчет стоимости полиса.


Оба пользователя побывали на сайте, ознакомились с услугами компании. Но второй пошел дальше — он почти готов к покупке. Если отдел продаж правильно обработает заявку, отработает возражения клиента и предложит ему лучшие условия, пользователь купит страховку. Это горячий SQL.


А первый пользователь еще сомневается. Он познакомился с компанией, проявил к ней интерес, но еще не решил, хочет ли пользоваться ее продуктом. Это marketing qualified lead. Работа с ним находится в компетенции отдела маркетинга.

.

Итак, marketing qualified lead — это лид, которого компания еще недостаточно зацепила. Он заинтересовался ее продуктом, ему могут быть близки ценности бренда, но человек не созрел для действий.

Такого лида нужно постепенно продвигать по воронке продаж и повышать его лояльность, чтобы в конце концов он перешел из ответственности маркетингового отдела в ответственность отдела продаж.
Зачем делить лидов на SQL и MQL
По сути, деление лидов на SQL и MQL — это скоринг клиентов, о нём мы рассказывали в другой статье. С помощью такого деления компания расставляет приоритеты в работе с покупателями, выстраивает стратегию по степени их теплоты и распределяет нагрузку между отделами маркетинга и продаж.

В зависимости от того, готов ли клиент к сделке, с ним работают по-разному.

Например, не все пользователи, которые переходят на сайт Tomoru, понимают, для чего им нужен умный голосовой робот, в чем его ценность и как он помогает компаниям продавать продукты.


Поэтому для маркетинговых лидов, то есть людей, которые еще плохо знакомы с нами и нашим продуктом, мы ведем блог, публикуем кейсы, где рассказываем о роботе и его пользе для клиентов.


А к работе с SQL, которые готовы к покупке и уже оставили заявку на консультацию на сайте, мы подключаем менеджеров продаж. Они отрабатывают последние возражения клиентов, развеивают сомнения и помогают определиться с тарифом.

.

Если не использовать лид-скоринг, есть риск подтолкнуть человека к покупке слишком рано, когда он еще к этому не готов, — тогда он может уйти из-за навязчивых действий.

Лид-скоринг помогает:

сортировать лидов на целевых и нецелевых. Не все пользователи, которые попали на сайт компании, — ее целевая аудитория. Кто-то мог кликнуть на яркий баннер из любопытства, кто-то перешел на сайт случайно, а кто-то целенаправленно набрал запрос в поисковой строке. Маркетинговый отдел анализирует посещения, следит за пользователями по их движению по воронке и доводит целевых клиентов до отдела продаж, а нецелевых отсеивает.


корректировать рекламный бюджет. Для маркетинговых лидов нужно увеличивать расходы на рекламу, продумывать стратегию коммуникации с ними и растить их доверие к компании. А для общения с лидами отдела продаж нужно выстраивать другую стратегию: мягко доводить их до завершения заказа, помогать на пути к сделке и создавать заботливый сервис.


распределять обязанности между отделами продаж и маркетинга. Отдел продаж должен закрывать сделку с подогретыми клиентами, которые близки к покупке, а маркетинговый отдел — постепенно повышать интерес потенциальных покупателей к продукту. Если не использовать скоринг, в отдел продаж будут попадать непрогретые клиенты, которым сложно продать продукт. Менеджеры будут тратить время на их обработку, хотя вместо этого могли бы закрыть сделку с горячим клиентом.

.

Следует помнить, что деление на MQL и SQL условно: каждая компания сама определяет, кто для нее горячий клиент, а кого еще следует вести к покупке с помощью маркетинговых инструментов. Для семейной пекарни и дилера спортивных машин понятия маркетинговых и продажных лидов будут разными. Соответственно, их стратегия продвижения по воронке продаж, путь от знакомства до покупки тоже будут различаться.
Как работать с MQL
MQL — это аудитория, которую надо убедить, что ей нужен продукт, и подвести к желанию его купить. Маркетинговый лид уже проявляет интерес к компании и тому, что она делает: он может знать бренд, интересоваться конкретными товарами на сайте, но не переходить на стадию оформления заказа.

К примеру, человек листал ленту Вконтакте и наткнулся на таргетированную рекламу с красивыми дизайнами интерьера. Он планирует начать ремонт в спальне через полгода и переходит на сайт, чтобы посмотреть варианты.


Пользователь изучает сайт, смотрит цены, а потом уходит, так как именно сейчас ему это не нужно. Через некоторое время он читает новости в онлайн-журнале и вновь видит рекламу той дизайнерской студии с посылом: «Вы были у нас на сайте, у нас появились новые проекты — заходите и посмотрите».


Он переходит на сайт и видит всплывающее окно, в котором предлагают подписаться на соцсети студии, чтобы быть в курсе акций и следить за проектами компании. Человек подписывается, периодически смотрит на фото новых проектов и через два месяца, когда он созревает для ремонта в спальне, обращается в эту студию за услугами.


То есть человек сначала стал маркетинговым лидом, маркетологи подогрели его интерес с помощью рекламы и других инструментов, а потом наконец он созрел к заказу, то есть стал SQL.

.

Для прогрева аудитории компании используют пуши, рассылки в вотсапе и по электронной почте, контекстную и таргетированную рекламу. Например, человек заходит на сайт магазина «Золотое яблоко» и выбирает духи.
MQL — что это такое и как с ними работать
Так как человек побывал на сайте компании и посмотрел товары, его можно считать MQL и, соответственно, вести по воронке продаж. Источник: Золотое яблоко
После этого человек уходит с сайта и забывает о просмотренных товарах. В этот же день он открывает ленту Дзена, чтобы почитать статьи, и первым делом видит на площадке рекламу парфюма, который его заинтересовал. Так работает ремаркетинг — маркетинговый инструмент, с помощью которого прогревают MQL-лидов и ведут их к покупке.
Как правильно работать с маркетинговыми лидами
Чтобы привлечь MQL-лида, компания использует контекстную рекламу, которая показывает просмотренный раньше товар. Источник: Золотое яблоко
MQL — это люди, которым нужно больше информации о бренде. Поэтому компании часто создают блоги, проводят вебинары и лекции, где рассказывают о продукте и его преимуществах, как, например, делает Roistat — компания, которая занимается сбором сквозной аналитики.
SQL и MQL: работа с лидами
У Roistat сложный продукт, ценность которого нужно объяснять клиентам, поэтому компания доводит до покупки постепенно — с помощью обучающих эфиров, статей в блоге. Источник: Roistat
MQL — это ценные лиды компании, с которыми нужно правильно работать. Их больше, чем SQL, так как они только начали проявлять интерес к продукту и пока думают, нужно ли его покупать. Чтобы перевести таких пользователей в SQL, надо грамотно с ними взаимодействовать: подогревать, напоминать о себе, давать больше информации о продукте и развеивать сомнения.

Ещё больше статей

продажи
робот
маркетинг
Как умный робот помогает продавать в Sensei
Как мы подключаем роботов
Как голос робота влияет на продажи

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru