Что такое лиды в продажах и маркетинге

Представьте, что человек впервые контактирует с компанией: например, переходит на ее сайт, смотрит рекламный ролик или берет визитку у менеджера по продажам. В этот момент перед ним два пути: уйти с сайта, больше не возвращаться и забыть про компанию или стать потенциальным клиентом — лидом, которого в будущем можно довести до продажи.

В статье рассказываем, кто такие лиды, какими они бывают и зачем они нужны бизнесу.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Кто такие лиды
Лиды — это люди, которые заинтересовались компанией и выразили это в целевом действии. Например, добавили товар на сайте в избранное, подписались на рассылку, позвонили менеджеру по продажам.

Компания сама выбирает, какие целевые действия важны для нее, и в зависимости от этого распределяет лидов.

К примеру, человек смотрел статьи на Дзене, увидел яркий баннер с рекламой книжного магазина и кликнул на нее. На сайте этого книжного он полистал каталог, подписался на рассылку магазина. Этого человека уже можно считать лидом.


Для компании это потенциальный покупатель, которого можно подогреть и довести до покупки с помощью маркетинговых инструментов. Поэтому через некоторое время на почту этому человеку приходит письмо с подборкой фэнтези. Он переходит по ссылке и заказывает книгу.

.

По сути, лид — это потенциальный клиент компании, который находится на верхних этапах воронки продаж. Он уже знает компанию и ее продукт, возможно, планирует его купить или уже оформляет заказ.
Чем отличаются лиды в маркетинге и в продажах
В маркетинге и продажах понятие лида отличается. Лиды в маркетинге — это пользователи, которые взаимодействовали с рекламой, например кликнули по объявлению, посмотрели ролик на ютубе, и во время этого взаимодействия сделали что-то значимое: добавили товар в корзину или записались на бесплатную консультацию. Лиды в продажах — это все люди, которые каким-то образом отреагировали на компанию и ее продукты.

Например, пользователь вводит в поисковой строке запрос «крем для лица с витамином С». Он видит рекламное объявление и переходит по нему на сайт интернет-магазина косметики. Там он изучает ассортимент и добавляет в корзину дневной крем, а еще тушь и шампунь. Это маркетинговый лид.


Отдел маркетинга следит за поведением таких лидов на сайте и прогревает их до продажи. Так, в нашем примере лида можно «догнать» ремаркетингом: например, сделать объявление, где будет написано, что в корзине остались товары, и это сообщение пользователь будет видеть на разных площадках.


Другой человек находит магазин в Яндекс-картах и звонит, чтобы уточнить ассортимент. Это лид в продажах. Он тоже проявляет интерес к компании, реагирует на нее, но с рекламной активностью это никак не связано.

.

Разделять лидов на маркетинговых и продажных нужно, чтобы контролировать расходы на рекламу и правильно выстраивать стратегию работы с каждым лидом. В продажах учитывается весь цикл знакомства человека с компанией и ее товаром, а в маркетинге отслеживают именно лидов на этапе взаимодействия с рекламой.
Какими бывают лиды
Чтобы правильно работать с лидами, их делят по поведению и характеристикам, в основном на целевых и нецелевых.

Целевые лиды намеренно и осознанно проявили интерес к компании, то есть они понимают, зачем перешли на сайт и оставили там контактные данные, и в перспективе могут стать клиентами компании.

Нецелевые лиды, как правило, знакомятся с компанией случайно. Например, человек запустил игру на смартфоне, увидел всплывающий баннер, случайно кликнул на него и перешел на сайт. В большинстве случаев такой лид не заинтересован в покупке и быстро покидает сайт.

В маркетинге, чтобы отсеять нецелевых лидов, даже есть специальные метрики. Например, глубина просмотра, то есть количество просмотренных страниц сайта во время визита, и если показатель не превышает 1, то высока вероятность, что посетитель сайта не интересуется товаром. Также учитывается время на сайте — сколько секунд человек провел на сайте после перехода.

Еще лидов делят по степени теплоты на холодных, теплых и горячих. Принцип такой же, как с клиентской базой.

Холодные лиды — те, кто пока не заинтересован в продукте и еще мало что знает о компании. Таких лидов надо постепенно продвигать по воронке продаж с помощью имиджевой рекламы и других маркетинговых инструментов. Они нескоро купят товар, поэтому таких лидов обычно рассматривают на перспективу.


Теплые лиды знают о компании, почти готовы купить ее продукт или покупали его раньше. Такие люди часто выбирают между несколькими компаниями и сомневаются в решении, поэтому их слегка подталкивают к покупке: предлагают специальные условия, скидки.


Горячие лиды готовы к покупке. Эти лиды — ответственность отдела продаж: нужно только довести их до сделки, отработать возражения и предоставить качественный сервис.

.

Деление лидов на горячих и холодных, или целевых и нецелевых, нужно, чтобы выстраивать с ними правильную стратегию общения и доводить до продажи.
Где ищут лидов и как с ними работают
Процесс взаимодействия с клиентами и управления их лояльностью называется лид-менеджментом. Это поиск лидов, прогрев покупателей, стимуляция продаж с помощью акций, завершение сделки и возвращение тех, кто давно не пользовался услугами компании.

Важный этап в работе любой компании — поиск лидов, или лидогенерация. Чтобы привлечь покупателей, специалисты отдела маркетинга определяют целевую аудиторию и на ее основе ищут потенциальных клиентов. Цель лидогенерации — «зацепить» лида и побудить его более тесно взаимодействовать с компанией, например оставить контактные данные, подписаться на блог, соцсети, телеграм-канал.

Так, чтобы цеплять пользователей, компании используют на сайте специальные лид-формы, которые появляются при определенных условиях визита или просто размещены в подвале страницы:
Лид-форма для привлечения лидов на сайте
Сайт корейской косметики Erborian использует на сайте лид-форму, чтобы привлекать клиентов и собирать их данные. Источник: Erborian
Получение лидов — главная цель любой компании. Если человек заинтересовался брендом и продуктом, значит, с ним можно работать и двигать его к продаже.

Ещё больше статей

деньги
инструменты
роботы
Сложно, дорого, потом: клиенты возражают — мы отвечаем
Что такое смарт-цель и как ее ставить
Обновляем личный кабинет: все роботы в одном месте

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru