Основы закона спроса и предложения
Большая часть жизни человека тесно связана с рынком: одни компании продают товары, другие — поставляют услуги, а третьи их потребляют. В зависимости от ситуации роли тех, кто покупает и продает, могут меняться. Например, кондитер покупает в магазине продукты, чтобы приготовить торт, делает изделие, а затем продает его.

Взаимодействие рыночных участников регулируется законом спроса и предложения. От его принципов зависит, как ведут себя покупатели и продавцы. В статье рассказываем, что выражает закон спроса и предложения.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое спрос и предложение
Собственник выставляет на продажу квартиру. На его объявление откликаются несколько покупателей, которые хотят ее посмотреть. Квартира — это предложение, то есть то, что продавец выставляет на рынок для продажи, а люди, которые заинтересовались квартирой, олицетворяют спрос, или потребность в квартире.

Спрос — это намерение человека что-то купить или получить. Например, хлеб в магазине, маникюр в салоне красоты, куртку на зиму или путевку в Таиланд на Новый год. Спрос — величинный показатель, он может расти или падать в зависимости от разных факторов. Вот они:

цена товара — главный параметр, который больше всего влияет на объем спроса. Цена может увеличиваться или снижаться, и это будет отражаться на том, насколько охотно покупают продукт люди;

мода и реклама — например, в кино вышел фильм «Барби», и модной стала розовая одежда. Спрос на нее увеличивается, так как люди чаще покупают вещи розового цвета из-за моды;

дефицитность — если количество товара ограничено, это может стимулировать интерес людей к покупке;

число покупателей — на разных рынках может быть разное количество платежеспособных покупателей. К примеру, купить себе яхту за сто миллионов рублей может тысяча человек, а надувную лодку — сто тысяч человек.

уровень дохода — чем выше доходы человека, тем больше дорогих товаров он может купить;

сезонность — отдельные группы товаров пользуются высоким спросом в определенный период, а в другой он снижается. Например, купальники и солнцезащитные очки пользуются большей популярностью летом, а лыжи — зимой.

Еще на спросе сказываются инфляция, геополитическая и социальная ситуации в стране, ценовые прогнозы, наличие альтернатив, которые могут заменить продукт. Каждый параметр, в зависимости от особенностей товара, может повышать или понижать спрос.
График спроса на искусственные елки по данным Яндекс-вордстата
На графике видно количество запросов о покупке искусственной елки по месяцам в 2021 и 2022 годах. С марта по сентябрь спрос на елки низкий, затем он растет и достигает пика в декабре из-за сезонности. Источник: Яндекс-вордстат
Предложение — это намерение реализовать продукт. Например, компания выпускает компьютерные коврики и продает их, или сантехник чинит краны, то есть продает услугу по ремонту. На размер предложения влияют разные факторы:

себестоимость — чем дороже обходится производство товара, тем выше его цена, и от этого меняется спрос на продукт. Подробнее о себестоимости и ее расчете можно прочитать в статье «Что такое себестоимость продукции: структура, значение, виды»;

уровень конкуренции — на разных рынках конкуренция может отличаться, и от этого зависит, каким будет предложение. Например, на рынке косметики много компаний, которые производят гели для душа. Поэтому предложений для покупателей тоже много;

условия входа на рынок — не на каждый рынок просто войти. Например, чтобы варить мыло и продавать его, не нужно много оборудования и расходов, а для продажи не надо получать сертификаты и документы. А чтобы предлагать самолеты, понадобятся вложения, высокая квалификация и множество проверок;

сезон — так же, как и на спрос, на предложение тоже может влиять сезон. Особенно если компания выпускает продукты разного ассортимента, например летнюю и зимнюю обувь. Соответственно, к зиме она будет предлагать больше теплых сапог, а ближе к лету — босоножек.

На величину предложения также могут влиять государственные меры, например пошлины, дотации, субсидии и налоги, экономическое состояние в стране, политика, степень оснащенности производства.

Факторы предложения и спроса формируют рынок: насколько охотно люди готовы покупать товар, насколько активно компании его производят. Существует закон, который характеризует, как спрос и предложение зависят друг от друга. Это одно из главных экономических понятий — закон спроса и предложения.
Принципы закона спроса и предложения
Закон спроса и предложения объединяет в себе два принципа: при снижении цены на продукт объем спроса растет, а предложения — падает. И наоборот, при увеличении цены объем предложения растет, а спроса — падает.

То есть изменение спроса и предложения находится в обратной зависимости. Производителям выгодно продавать товар по более высокой цене, чтобы получать большую прибыль. Но поставить необоснованную цену они не могут, так как ее ограничивает спрос: чем выше цена, тем меньше покупателей товара. Если товар оказывается слишком дорогим, потребитель скорее откажется от него. А значит, продавец потеряет клиента. Благодаря этой закономерности рынок находится в равновесии.

Чтобы наглядно показать эту закономерность, экономисты чертят график спроса и предложения. На них они отображают зависимость объема предложения и спроса от цены. При этом для каждого товара графики выглядят по-разному. В каких-то случаях они могут быть более сглаженными и плавными, а в других — прямыми, как на картинке ниже:
График спроса и предложения
Желтая линия на графике — предложение, а красная — спрос. Если цена на товар растет, его покупает меньше людей, и на рынке получается избыток товара, а если падает — люди быстрее его покупают, и возникает дефицит
Если посмотреть на график, можно увидеть, что спрос и предложение пересекаются в одной точке. Эта точка определяет равновесную цену на продукт, которая устраивает и продавца, и покупателя. Цена товара стремится к тому, чтобы спрос и предложение были равны. В таком случае покупатели удовлетворяют потребность в товаре, а продавцы не остаются в минусе.

Еще одно важное понятие, которое характеризует взаимосвязь спроса и предложения, — эластичность. Это показатель, который отражает, насколько сильно реагируют на изменение цены спрос или предложение. Например, если стоимость хлеба вырастет на десять рублей, люди не перестанут резко есть хлеб, они подстроятся, и спрос на хлеб не рухнет. А если в два раза поднимется цена на пирожное «Анна Павлова», большая часть людей откажется от него и перейдет, например, на безе.

Хлеб в примере выше — неэластичный товар, от него люди не могут отказаться. А пирожное — эластичный. К эластичным продуктам относятся техника, драгоценности, мебель, автомобили, туристические путевки, деликатесы.
Как управлять спросом и предложением
Знание основного закона спроса и предложения помогает управлять поведением покупателей и стимулировать продажи. Для этих целей маркетологи изучают целевую аудиторию, ее мотивы, факторы, которые влияют на поведение и желание покупать.

Так как на объем спроса сильнее всего влияет цена, производители часто проводят акции и скидки. Такие меры повышают интерес потребителей к товару, а продавца избавляют от залежалого товара. Например, самый известный пик распродаж, когда спрос на товары вырастает кратно, — Черная пятница. В 2022 году в России продажи в интернет-торговле увеличились в два — четыре раза по сравнению с 2021 годом.
Скриншот распродажи на Озоне
С помощью больших скидок производители подталкивают людей к покупке и влияют на объем спроса
Со своей стороны покупатели тоже могут косвенно влиять на предложение. Компании проводят маркетинговые исследования, изучают потребности покупателей и, в зависимости от результатов, регулируют объем выпуска своего продукта, вводят новые товары. Например, компания, которая выпускает косметику для волос, изучает спрос и узнает, что покупателям нужна линейка средств для кудрявых волос. Так как компания понимает, что на такие продукты будет спрос, она выпускает их и продает — получается, потенциальные покупатели повлияли на предложение.

Изменение спроса и предложения зависит от многих параметров. Чтобы грамотно ими управлять, нужно разбираться в маркетинге, рекламе, экономике и психологии, а еще уметь применять разные инструменты для стимулирования спроса.

Ещё больше статей

продажи
робот
маркетинг
Как умный робот помогает продавать в Sensei
Как мы подключаем роботов
Как голос робота влияет на продажи

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru