Что такое себестоимость продукции: структура, значение, виды
Всё, что компания расходует для производства товара, при продаже должно окупаться. Иначе производить продукт нет смысла: предприниматель уходит в минус, компания становится убыточной и закрывается.

Чтобы такого не происходило, перед запуском продукта нужно считать его себестоимость. В статье рассказываем, что это такое, из чего состоит и как рассчитать точку безубыточности.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое себестоимость и зачем ее считать
Себестоимость — это сумма всех расходов на создание, рекламу и продажу любого продукта компании. Например, чтобы сделать одно платье, швея на дому покупает три метра ткани стоимостью 5000 рублей, фурнитуру, нитки и иголки за 500 рублей. А чтобы продать его, она публикует рекламное объявление на сайте за 500 рублей. Себестоимость платья — 5000 + 500 + 500 = 6000 рублей.

Затраты компании по-другому называются издержками. Издержки бывают постоянными и переменными, прямыми и косвенными.
Постоянные издержки — это расходы, которые не зависят от объемов производства компании. К примеру, плата за свет, аренду помещения или зарплата наемным работникам. Переменные издержки меняются в зависимости от того, как много изделий выпускает компания. Например, в случае со швеей фурнитура и ткань — это переменные расходы. И если нужно сшить не одно, а десять платьев, ткани, ниток и пуговиц понадобится значительно больше.

Прямые издержки — те затраты, которые идут на изготовление продукта. Это могут быть сырье и материалы, зарплата работникам цеха, упаковка товара. Косвенные — те издержки, которые отражаются на итоговой стоимости продукции, но прямо не включены в производственный процесс. Например, рекламные расходы, издержки за воду и отопление в офисе, зарплата маркетологу.
Из всех расходов компании складывается себестоимость. Этот показатель помогает рассчитать итоговую цену продукта, а еще понять, насколько эффективно работает компания. Чем больше доля себестоимости в цене продукта, тем меньше прибыли получает компания. А если себестоимость оказывается слишком высокой, производство может не окупаться.

А еще с помощью калькуляции себестоимости продукции можно понять, надо ли выпускать товар. Например, у предприятия большой ассортимент конфет. Есть конфеты с высокой себестоимостью, которые плохо продаются. На их изготовление тратится много денег, а прибыли они приносят мало. Поэтому компания анализирует товарные группы и прекращает производство тех товаров, которые обходятся ей слишком дорого.

Чтобы лучше управлять бизнесом, себестоимость рассчитывают в динамике, так как цены на материалы и ЖКХ со временем растут.

Еще один показатель, который следует из себестоимости, — точка безубыточности. Он показывает, сколько продукции надо выпускать компании с учетом ее расходов, чтобы производство выходило в ноль.
Виды себестоимости
Себестоимость — это показатель, который можно считать по-разному. В зависимости от этого она может различаться по видам. По базе для расчета себестоимость бывает:
плановая — это себестоимость, которую обычно планируют на год с учетом примерных расходов на материалы, оплату труда рабочих, ЖКХ;
фактическая — та сумма расходов на производство, которая получилась в реальности;
сметная — нужна для расчета единичных заказов, в которых меняются вводные. Такая себестоимость часто встречается в подрядных и строительных работах, например когда заказывают ремонт квартиры или строительство бани;
нормативная — считается с учетом норм расхода топлива, материалов, тарифной сетки по оплате. То есть на каждую трату приходится своя трата по нормативу, которую нельзя превышать.
Это не единственная классификация себестоимости по способу ее калькуляции. Вот какие еще виды бывают:
цеховая — те издержки, которые приходятся на все отделы и цеха, которые производят продукцию. Сюда относят только траты на сам процесс изготовления;
производственная — в эту себестоимость включается больше расходов. К цеховой себестоимости подключаются затраты на производство, например на покупку материалов, оплату работы сотрудников, расходы на управление компанией;
полная — итоговая сумма, в которую обходится реализация товара. В нее включаются расходы на производство, логистику, рекламу.
Каждый вид себестоимости отвечает своим задачам. Полную рассчитывают затем, чтобы понимать, насколько рентабелен бизнес в целом, а цеховую и производственную — чтобы найти, куда уходит большая часть расходов компании.
Как рассчитать себестоимость и от чего она зависит
Себестоимость рассчитывается как сумма всех затрат, поделенная на количество продукции.

В качестве продукции необязательно выступает товар. Это может быть и услуга. Например, визажист в месяц делает 100 макияжей. На аренду места специалист тратит 15 000 рублей, на расходники — 1000 рублей, на косметику — 10 000 рублей, на рекламу в соцсетях — 3000 рублей. Свет, вода включены в стоимость аренды.

Получается, сумма расходов — 29 000 рублей. То есть себестоимость одного макияжа: 29 000 / 100 = 2900 рублей.

Во многом себестоимость зависит от внешних факторов: компании сложно контролировать уровень инфляции, политику, экономику. Но на себестоимость влияют и управляемые внутренние факторы, например оснащение компании, уровень квалификации сотрудников, ассортимент продукции. Если сотрудники выполняют работу некачественно и медленно, товаров выпускается меньше. Соответственно, себестоимость растет.

Главное значение себестоимости — этот показатель отражает, как дорого компании обходится производство продукта, насколько оно выгодно и будет ли окупаться.

Ещё больше статей

сотрудники
маркетинг
продажи
Мы ненавидим холодные звонки. И это наш важный канал продаж
Как голос робота влияет на продажи
Как грамотно и эффективно проводить обзвон клиентов

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru