Что такое B2C

По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Семейная пекарня продает хлеб жителям района или оптом столовым, клининговая фирма моет квартиры или большие офисные помещения. Компании работают на разных рынках: B2C — клиентами выступают обычные люди, и B2B, где клиенты — это юридические лица.

У каждого рынка есть свои особенности, от которых зависит стратегия продаж. В статье кратко разбираемся, что такое B2C, чем этот сегмент отличается от сегмента B2B и как правильно продавать на рынке конечного потребителя.
Что такое B2C и чем он отличается от B2B
B2C расшифровывается как Business to Consumer, или бизнес для потребителя. Это рынок, на котором компании продают товар или услугу конечному покупателю. То есть после покупки человек будет использовать товар для личных целей, а не перепродавать его или делать на его основе другой товар.

К B2C-рынку относятся компании, которые торгуют в розницу или предоставляют услуги обычным людям:

офлайн и интернет-магазины одежды, продуктов, косметики, бытовой техники;


салоны красоты;


кафе и рестораны;


детские сады, кружки, частные школы, студии танцев и спорта;


ветеринарные клиники и медицинские центры;

кинотеатры;


компании по ремонту квартир.

.

Сегмент B2C удовлетворяет повседневные потребности покупателей: поесть, отдохнуть, хорошо выглядеть, быть здоровым.

В отличие от него B2B-рынок нацелен на бизнес. В этом случае компания продает что-то другой компании, чтобы та могла извлечь выгоду: перепродать, произвести новый товар, привлечь с его помощью клиентов.

При этом деление компаний на рынки взаимодействия условно. Одно и то же предприятие может работать в обоих сегментах: B2B и B2C.

Например, кондитерский цех готовит пирожные и торты. Он продает партии продукции ресторанам и кондитерским, которые перепродают их посетителям. Это B2B-рынок: цех помогает компаниям получать деньги.


При этом цех ведет страничку в соцсетях, куда выкладывает товары и напрямую предлагает их розничным покупателям — они могут купить несколько пирожных или заказать целый торт. Это B2C-продажи.

.

Сайт Fitkit c товарами для B2C- и B2B-рынков
Производитель протеинового печенья FitKit поставляет продукцию большими партиями в магазины в B2B-сегменте, а на маркетплейсах и своем сайте — для конечного потребителя в B2C-сегменте. Источник: FitKit
Как правило, B2C-рынок отличается от B2B масштабом. Конечный покупатель обычно приобретает товар в небольшом объеме, например, если ему нужно сделать ремонт, заказывает дизайн-проект для своей квартиры или одной комнаты. А в B2C-сегменте застройщик подписывает договор на дизайн большого количества объектов.
Особенности B2C-рынка
B2C — рынок эмоциональных покупок, где от потребителей не требуется больших знаний, чтобы что-то купить. Им не нужно понимать, как устроен процесс производства, и досконально изучать свойства продукта. В основном люди принимают решение быстро, и цикл продаж для B2C-продуктов не превышает 30 дней. Люди не размышляют месяцами о том, в какое кафе пойти поужинать или какой шампунь купить.

B2C — это в первую очередь розница, где человек может купить один букет или стиральную машинку, сходить пару раз на массаж или поехать в отпуск в Египет. Люди в B2C-сегменте концентрируются на характеристиках товара.
Они могут изучить отзывы о продукте, но при этом, если речь не идет о товарах роскоши вроде драгоценностей, автомобилей и недвижимости, не сильно углубляются в само предложение продавца, а риски при покупке оценивают как невысокие.

Например, человек выбирает себе новый ноутбук. Он открывает несколько сайтов любимых брендов и изучает, какие модели предлагают.


При покупке он ориентируется на свои потребности: чтобы у ноутбука была высокая производительность и приятный дизайн. Это характеристики в мире пользователя, в рынке B2C.


Цена сделки колеблется в среднем от 20 000 до 100 000 рублей, поэтому решение можно принять в течение недели.


Если бы офлайн-магазин выбирал поставщика ноутбуков для последующей продажи, он бы действовал иначе: проанализировал спрос покупателей на модели, чтобы закупить только популярные товары, изучил предложения брендов, внимательно ознакомился с условиями поставки и репутацией поставщика, согласовал бюджет на покупку и подписал долгосрочный контракт. Это B2B-сегмент, где стоимость сделки может доходить до десятков миллионов.

.

В B2C-рынке процесс принятия решения часто нерациональный, спонтанный, продиктован эмоциями. К примеру, когда клиент видит, что в любимом магазине одежды появилось новое платье или в магазине техники наступила Черная пятница, он идет и покупает что хочет.
Как продавать в B2C-сегменте
Так как поведение покупателей на рынках B2B и B2C отличается, маркетинг и продвижение товаров в этих сегментах тоже строится по-разному. В B2C-маркетинге клиенты меньше сконцентрированы на товаре и условиях его покупки, они не проводят глубокие исследования рынка, не могут оценить продукт как эксперты, а сделки в таком сегменте не предполагают долгосрочного сотрудничества.

Основная стратегия компаний в B2C — охватить как можно больше потенциальных покупателей, удержать их внимание и быстрее довести до покупки. Поэтому большую роль в продажах играют правильное расположение точек продаж, рекламных баннеров, доступность магазинов для клиентов, удобство, известность бренда.

Сети автокафе важно расположить свои точки в популярных у автомобилистов местах, например рядом с крупными развязками, где всегда высокий поток машин и есть парковка.


А для магазина одежды лучше искать места с высокой проходимостью, куда легко добраться на любом транспорте, так как в спальный район вряд ли приедет много людей.

.

Реклама в B2C строится на желаниях и потребностях, должна вызывать эмоции у покупателя, рассказывать истории, быть красочной и привлекательной. Яркие рекламные тексты, баннеры, необычные персонажи повышают интерес к компании и делают ее запоминающейся.
Баннерная реклама колонки Вконтакте: способы, как продвигать B2C-товары
В B2C-сегменте компании важно привлекать внимание к себе и своему продукту, выделяться на фоне конкурентов с помощью рекламы и грамотного позиционирования
В B2C-сегменте в основном продается однотипный продукт, который слабо отличается от продуктов конкурентов, поэтому многое здесь зависит от сервиса: акцент в продвижении делается на условия доставки, оплаты, специальные предложения и бонусы.

Так, привлечь покупателей можно с помощью низкой цены, скидки, бесплатного пробного периода.
Косметический товар со скидкой для B2C-продажи
Часто компании в B2C-сегменте указывают старую цену рядом с новой со скидкой. Так они побуждают покупателя убедиться, что предложение выгодное, и быстрее принять решение о покупке. Источник: Золотое яблоко
Так как цикл покупки в B2C короткий, компании часто используют в рекламе ограничение по времени: нужно купить товар до определенной даты, иначе скидка или бонус сгорит или со следующего месяца стоимость услуг станет выше. Это заставляет людей действовать и покупать активнее.
B2C-рынок рассылка со скидкой на духи
B2C-рынок подвержен спонтанным действиям: здесь реже обдумывают покупку и, как правило, не согласовывают ее с другими людьми. Поэтому продавцы на B2C-рынке стараются убедить клиента купить товар как можно быстрее
Подытожим. B2C — это продажа товаров конечному потребителю. На этом рынке люди при выборе товаров подвержены эмоциям и часто не имеют экспертных знаний, чтобы качественно оценить товар.

Более рациональный и сложный рынок — B2B, о нем можно прочитать по ссылке.

Ещё больше статей

продажи
робот
маркетинг
Как умный робот помогает продавать в Sensei
Как мы подключаем роботов
Как голос робота влияет на продажи

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru