Например, ткацкая мастерская продает ткани швейным фабрикам, чтобы те производили из них одежду для массовых продаж в магазинах. Это B2B-продажи, так как клиент мастерской — юрлицо, которое не использует ткани для себя, а шьет из них вещи для конечного потребителя.
.
Если садовод выращивает в теплице тюльпаны к 8 Марта и продает их в своем ларьке обычным покупателям, он работает в B2C-сегменте.
А если он привозит тюльпаны в цветочные салоны, продает их по 50 рублей, магазин собирает из них букеты и перепродает по 150 рублей, то садовод работает в B2B-сегменте.
При этом садовод может совмещать работу на обоих рынках или выбрать один, на котором ему выгоднее работать.
.
Поставки — те, кто продает сырье, материалы, готовую продукцию для последующего производства и продажи. Например, добывающая компания поставляет ювелирной фабрике золото, из которого та производит украшения и продает их в своих магазинах. Или кофейня закупает десерты в небольшой кондитерской, а потом предлагает их гостям.
Логистика — это компании, которые занимаются грузоперевозками: доставляют товар другим предприятиям. К примеру, компания закупает за рубежом высокотехнологичное оборудование и обращается в логистическую фирму, которая оформляет перевозку и следит за сохранностью груза.
Консалтинг — HR-агентства, бухгалтерские и юридические конторы не помогают компаниям производить материальный продукт, но решают организационные проблемы. Например, ООО обращается к юридической фирме, чтобы судиться с поставщиком.
Финансы — предприятия могут страховать имущество, брать кредит в банке на развитие производства или арендовать оборудование.
Бытовые услуги и товары — ремонт помещений, клининг, поставки питания для работников, ручек и бумаги в офис, компьютеров для контакт-центра. Компании заказывают товары для корпоративных нужд, и это тоже B2B.
Маркетинг и управление — студии веб-дизайна, рекламные агентства, разработчики антивирусов и компании, которые создают программное обеспечение, чтобы увеличить продажи и упростить работу специалистам.
.
Например, компании нужно закупить детали для комбайнов. Менеджер по закупкам находит несколько фирм, которые могут поставить запчасти, в течение недели уточняет у них условия покупки, доставки и оплаты.
С этой информацией он идет к заместителю директора и показывает варианты. Тот изучает предложения, сравнивает их, смотрит, укладываются ли они в бюджет, — на это уходит еще неделя.
Дальше замдиректора идет к директору, чтобы тот подписал договор с выбранной компанией. Директор уезжает в срочную командировку на две недели. По возвращении он подписывает договор и отправляет зама за оплатой в бухгалтерию.
На оплату уходит еще десять рабочих дней.
Так процесс покупки в B2B-сегменте растягивается, в него могут добавляться новые звенья: маркетолог, директор по закупкам, финансовый директор, управляющий — в зависимости от того, что предстоит купить.
.