Что такое B2B

По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Когда компания продает товар конечному потребителю, она работает на B2C-рынке, а когда другим компаниям — на B2B. Поведение продавца на обоих рынках отличается. В статье разбираем особенности рынка B2B, приводим примеры компаний, которые на нем работают, и рассказываем, как правильно продавать свой продукт другому бизнесу.

Подробнее о работе в сегменте B2B — в другой статье.
Что такое B2B
B2B, или Business To Business, — это экономическая модель, при которой одна компания продает товар другой, чтобы та могла извлечь из него выгоду. Этим товаром могут быть сырье для производства готовой продукции, кредит для предприятия или, например, пятьсот пар обуви для розничного магазина.

Главная особенность рынка B2B в том, что покупатель, которым выступает компания, не использует продукт в личных целях. Товар помогает компании-покупателю повысить эффективность работы, получить прибыль, сократить расходы на производство. Это отличает рынок B2B от рынка B2C, где покупатель берет товар, чтобы пользоваться им.

Например, ткацкая мастерская продает ткани швейным фабрикам, чтобы те производили из них одежду для массовых продаж в магазинах. Это B2B-продажи, так как клиент мастерской — юрлицо, которое не использует ткани для себя, а шьет из них вещи для конечного потребителя.

.

Четкого деления компаний на сегменты B2B и B2C нет: одна и та же фирма может работать и с физическими, и с юридическими лицами.

Если садовод выращивает в теплице тюльпаны к 8 Марта и продает их в своем ларьке обычным покупателям, он работает в B2C-сегменте.


А если он привозит тюльпаны в цветочные салоны, продает их по 50 рублей, магазин собирает из них букеты и перепродает по 150 рублей, то садовод работает в B2B-сегменте.


При этом садовод может совмещать работу на обоих рынках или выбрать один, на котором ему выгоднее работать.

.

Основные предприятия, которые работают на рынке B2B, условно можно разделить по сферам.

Поставки — те, кто продает сырье, материалы, готовую продукцию для последующего производства и продажи. Например, добывающая компания поставляет ювелирной фабрике золото, из которого та производит украшения и продает их в своих магазинах. Или кофейня закупает десерты в небольшой кондитерской, а потом предлагает их гостям.


Логистика — это компании, которые занимаются грузоперевозками: доставляют товар другим предприятиям. К примеру, компания закупает за рубежом высокотехнологичное оборудование и обращается в логистическую фирму, которая оформляет перевозку и следит за сохранностью груза.


Консалтинг — HR-агентства, бухгалтерские и юридические конторы не помогают компаниям производить материальный продукт, но решают организационные проблемы. Например, ООО обращается к юридической фирме, чтобы судиться с поставщиком.


Финансы — предприятия могут страховать имущество, брать кредит в банке на развитие производства или арендовать оборудование.


Бытовые услуги и товары — ремонт помещений, клининг, поставки питания для работников, ручек и бумаги в офис, компьютеров для контакт-центра. Компании заказывают товары для корпоративных нужд, и это тоже B2B.


Маркетинг и управление — студии веб-дизайна, рекламные агентства, разработчики антивирусов и компании, которые создают программное обеспечение, чтобы увеличить продажи и упростить работу специалистам.

.

Например, Tomoru работает в сфере B2B и позволяет компаниям привлекать клиентов и повышать конверсию в заявки:
Умный разговорный робот для B2B рынка
Клиенты Tomoru — компании, которые хотят повысить продажи. Для этого на рынке B2B Tomoru предлагает голосовых роботов
B2B — это всегда сделка между двумя юридическими лицами, которые заключают договор и прописывают условия сотрудничества.
Особенности B2B-рынка
B2B-продажи — это сложный и долгий процесс, который строится на принятии рациональных решений и экспертных мнениях.

Для сделок B2B характерен долгий период согласования: от обращения заказчика до оплаты покупки может пройти несколько месяцев или год. На срок влияет количество этапов утверждения, бюрократия, бюджет.

Например, компании нужно закупить детали для комбайнов. Менеджер по закупкам находит несколько фирм, которые могут поставить запчасти, в течение недели уточняет у них условия покупки, доставки и оплаты.


С этой информацией он идет к заместителю директора и показывает варианты. Тот изучает предложения, сравнивает их, смотрит, укладываются ли они в бюджет, — на это уходит еще неделя.


Дальше замдиректора идет к директору, чтобы тот подписал договор с выбранной компанией. Директор уезжает в срочную командировку на две недели. По возвращении он подписывает договор и отправляет зама за оплатой в бухгалтерию.


На оплату уходит еще десять рабочих дней.


Так процесс покупки в B2B-сегменте растягивается, в него могут добавляться новые звенья: маркетолог, директор по закупкам, финансовый директор, управляющий — в зависимости от того, что предстоит купить.

.

Как правило, предложениями B2B-рынка интересуется топ-менеджмент компании или лица, принимающие решения. То есть в B2C за результат покупки отвечает один человек — тот, кто покупает продукт и потом им пользуется, а в B2B — несколько.

В B2B пользователем продукта и покупателем могут выступать разные люди. Например, компания покупает программное обеспечение для CRM-системы. Пользоваться этой программой будут лица, влияющие на решение: специалисты колл-центра, менеджеры по продажам, маркетологи. Они могут посоветовать продукт, с которым им будет удобно работать, рассказать, чего им не хватает в работе. Но решать, покупать программу или нет, будут не они. Это ответственность лица, принимающего решение, — финансового или генерального директора, который утверждает бюджет и подписывает договор на покупку.

Часто B2B-бизнес связан с высокими рисками: сделки могут заключаться на многомиллионные суммы. Поэтому заказчики дорожат отношениями с партнерами, долго присматриваются, но если сделали выбор, стараются поддерживать связь с поставщиком.

Покупателей на рынке B2B намного меньше, чем в B2C-сегменте, а продажи происходят в оптовых объемах. Поэтому их ценность для компании выше.
Как продавать для B2B-сегмента
Маркетинг и взаимодействие с клиентами на рынке B2B-компаний строится иначе, чем в B2C. В этом случае покупка товара, заказ услуги происходят более осознанно, а значит, при коммуникации следует проявлять максимальное внимание к клиенту.

В B2B важно создать длительные, доверительные партнерские отношения с заказчиком, поэтому акцент делается на брендинге, индивидуальной связи и специальных условиях для каждого покупателя. Например, менеджер по продажам может проводить созвоны, переписываться с сотрудником компании, чтобы раскрыть особенности продукта и сделать сервис прозрачным.
Переписка с персональным менеджером для B2B продажи
Часто в B2B-сегменте за заказчиком закрепляют персонального менеджера, который ведет клиента до покупки, а потом остается с ним на связи для послепродажного обслуживания. Так устроен процесс взаимодействия в сервисе колл-трекинга Callibri
Часто компании, которые продают в B2B-сегменте, предлагают сложный или дорогостоящий продукт, к которому требуются разъяснения. Поэтому для B2B-продаж характерны презентация продукта, личные встречи менеджера по продажам с представителями компании, мастер-классы по использованию продукта. Например, если компания планирует закупить программу автоматизации маркетинга, продавец может провести для сотрудников занятие, где расскажет, как использовать программу, какие у нее преимущества и возможности.
Сайт продавца протеиновых батончиков для розничных магазинов спортивного питания в B2B
Сайт продавца протеиновых батончиков для розничных магазинов спортивного питания в B2B
Чтобы привлечь партнеров, компания акцентирует внимание на главной цели покупателей B2B — получении прибыли. А для знакомства с подробными условиями закупки и ассортиментом предлагает скачать презентацию. Источник: FitnesShock
В B2B-бизнесе ценят экспертные знания: важно, чтобы специалист компании-продавца разбирался в терминологии, мог легко объяснить особенности продукта и общался на одном языке с покупателем. Если он продает маркетинговые инструменты, например снимает рекламные видеоролики, он должен хорошо в этом разбираться и доказать клиенту, что понимает, о чем говорит.

Как правило, те люди, которые закупают товар, оборудование или обращаются за услугой, четко понимают, что им нужно. Так как ошибка может стоить сотни тысяч рублей, они внимательно изучают условия контракта, могут привлечь своего эксперта, например юриста или архитектора, и углубиться в особенности производства. Здесь высоко ценится репутация поставщика продукта — важно, чтобы он был надежным.
Сайт продавца CRM-систем для бизнеса в сегменте B2B
Так как в B2B-продажах покупатель долго обдумывает решение и не склонен покупать на эмоциях, предложение основывается на пользе, которую принесет товар бизнесу. Источник: Битрикс
Часто B2B-бизнес предполагает оптовую торговлю, потому что компании закупают товары и материалы большими партиями. Чтобы привлечь больше клиентов и сохранить с ними долгосрочное сотрудничество, оптовые поставщики устанавливают более низкие цены, чем продавцы на розничном рынке.

Реклама на B2B-рынке строится на понятной выгоде для клиента, она последовательная и обстоятельно раскрывает преимущества продукта. В нем меньше внимания обращают на стоимость и скидки, больше — на тонкости сотрудничества и то, как продукт решает проблему покупателя. Покупка на рынке B2B не стихийная, поэтому продажнику нужно выстраивать поэтапное взаимодействие с клиентом, долго общаться, налаживать контакт.

Ещё больше статей

деньги
инструменты
роботы
Сложно, дорого, потом: клиенты возражают — мы отвечаем
Что такое смарт-цель и как ее ставить
Обновляем личный кабинет: все роботы в одном месте

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru