Что такое искусственный интеллект и зачем он бизнесу
Искусственный интеллект — это компьютерные программы и устройства, которые выполняют сложные задачи, похожие на те, что делает человек. Они используют специальные алгоритмы и методы, чтобы анализировать информацию и принимать решения.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Узкий. Подходит под конкретную задачу в рамках определенного набора параметров и исключений. Например, онлайн-кинотеатры предлагают новые фильмы на основе тех, которые пользователь уже смотрел. Еще узкий искусственный интеллект используют системы распознавания речи и изображений.

Общий. Система, которая может думать самостоятельно, как это делают люди. Она всё еще находится на стадии разработки.
Искусственный интеллект можно разделить на два вида в зависимости от того, какие функции он выполняет.
Еще машинный интеллект разделяют на виды по объему памяти.
Реактивные машины. Базовая разновидность искусственного интеллекта, которая не сохраняет прошлый опыт и не руководствуется им в дальнейших действиях. Зато она фокусируется на текущих сценариях и просчитывает лучшие возможные действия. Так работает шахматный суперкомпьютер Deep Blue от IBM.

Машины с ограниченной памятью. Эти системы могут аккумулировать и использовать прошлый опыт. Например, беспилотные автомобили хранят информацию об ограничениях скорости и расстояниях.
Ученые разрабатывают искусственный суперинтеллект, который превосходил бы человеческий. А еще систему, которая была бы способна к самосознанию. Но пока такие системы не существуют.
Преимущества и недостатки искусственного интеллекта
Системы искусственного интеллекта хороши в разработке алгоритмов и решении логических задач. Они могут анализировать большой массив данных и предлагать методы решения неопределенных ситуаций. Поскольку искусственный интеллект учитывает множество переменных, он может просчитать последствия будущих действий. Поэтому его используют для планирования и прогнозирования.

Способность обрабатывать информацию позволяет нейросетям быть эффективными даже в творчестве — сфере, которая когда-то считалась исключительно человеческой. Например, системы могут разработать несколько вариантов дизайна интерьера или предложить фирменный стиль компании.

В 2023 году в Москве открылось кафе Futuramen, где меню и интерьеры разработала нейросеть. Там люди могут попробовать коктейли, которые придумал искусственный интеллект.

Еще к преимуществам нейросетей относят способность непрерывно обучаться. Причем системы искусственного интеллекта обучаются независимо, поэтому не требуют вмешательства человека. Например, технология NLP позволяет роботам распознавать и понимать письменную речь. Более сложные приложения могут использовать контекст для выявления отношения и настроения собеседника. Так, искусственный интеллект помогает Томору создавать голосовых роботов, которые в разговоре неотличимы от людей.

К недостаткам искусственного интеллекта относится предвзятость алгоритмов, которые зависят от качества использованных данных. В алгоритмы проникают расовые, гендерные и социальные предубеждения. Предвзятость нейросети может повлиять на важные решения: например, на выбор кандидатов на вакантную должность или на одобрение кредита.

Ситуацию усугубляет то, что алгоритмы машинного интеллекта скрыты от пользователей. Они видят решение или прогноз, который предлагает система, но не знают, как ИИ к ним пришел, а значит, и полностью доверять искусственному интеллекту не могут.

Для внедрения алгоритмов искусственного интеллекта в корпоративную инфраструктуру потребуется высокая вычислительная мощность и много современных компьютеров. К тому же программное обеспечение и оборудование должны быть совместимы с искусственным интеллектом, иначе он не заработает.
Какие бизнес-задачи может решать искусственный интеллект
Нейросети помогают решить рутинные задачи, обеспечить безопасность и выстроить коммуникацию с клиентами и сотрудниками.
Создание контента. В 2022 году это направление перевернуло представления о возможностях искусственного интеллекта в разных областях — от искусства до кодинга. ChatGPT умеет генерировать тексты, Кандинский и Миджорни создают иллюстрации. Ожидается, что в 2023 году искусственный интеллект научится писать имейл-рассылки и разрабатывать маркетинговые концепции, рекламные материалы, концепты промышленных моделей и многое другое.

ChatGPT уже помог директору по маркетингу Томору Никите Архипову починить сайт. На сайте перестала отображаться форма, куда клиент вписывает телефон. Было воскресенье, сотрудники ушли отдыхать, а поддержка Тильды не помогла. Тогда Никита попросил ChatGPT объяснить, где проблема. Нейросеть объяснила, а потом решила ошибку кода. На это ушло около двух часов.

Общение с клиентами. Чат-боты помогают улучшить клиентский опыт и снизить нагрузку на службу поддержки. Виртуальный собеседник на сайте или в соцсети может ответить на вопросы клиента, причем без ожидания свободного оператора. Еще бот рассказывает об услуге и собирает статистику по откликам.
Например, Томору сделал для редакции чат-бота, через которого можно предложить идею для статьи. Это довольно простой бот, искусственный интеллект может решать и более сложные задачи. О том, как создают чат-ботов, мы рассказывали в этой статье.
Скриншот диалога с чат-ботом редакции Томору Зин — начало диалога читателя и бота
Приветствие бота редакции Томору Зин
Боты полезны и во внутренних процессах компании. Например, с помощью бота удобно общаться с кандидатами на вакансии и запрашивать необходимые документы. Или проводить тестовые задания, если возможны однозначные ответы.

Кибербезопасность. По прогнозам, в 2023 году компании будут увеличивать расходы на использование нейросетей для защиты от киберугроз. Нейросети анализируют кибератаки и выявляют подозрительные закономерности. Впрочем, киберпреступники тоже используют искусственный интеллект для атак, поэтому процесс может стать бесконечным.
Иллюстрация, которую сгенерировала нейросеть «Кандинский». На ней изображен кабинет с компьютерными экранами, цветами и роботом в центре
Попросили нейросеть «Кандинский» показать, как нейросеть представляет кибербезопасность
Аналитика продаж и прогноз покупательского спроса. Искусственный интеллект умеет создавать детализированные отчеты и на основе покупательской активности прогнозировать спрос. Например, регулярная аналитика помогает предпринимателям понять, как меняется спрос в зависимости от сезона.

Так технологии искусственного интеллекта помогают сэкономить ресурсы людей, которым потребовалось бы больше времени и усилий, чтобы обработать весь массив данных. Нейросети помогают регулировать производство и продажу товаров и разрабатывать индивидуальные предложения.
Это только часть задач, которые могут взять на себя нейросети. Искусственный интеллект разрабатывает лекарства, следит за полками в супермаркетах и создает дизайны интерьеров. А еще искусственный интеллект помогает создавать новые рабочие места: например, должность аналитика и тренера нейросетей.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru