Как создать голосового робота с нуля
Голосовой робот — это умная система для общения с клиентами, которая понимает речь собеседника, может ответить, пошутить и работать с црм-системой. Умные голосовые роботы общаются как люди и могут отвечать даже на неожиданные вопросы. Современные умные боты настроены так, что 99% людей принимают их за живых собеседников.

Голосовой робот может помогать людям в работе и выполнять следующие действия:
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
делать за менеджеров нудную работу, например звонить холодным клиентам;

предлагать продукты компании — обзвонить клиентов по базе и пригласить на новый вид занятий в фитнес-центр или рассказать клиентам стоматологии о скидке на профессиональную чистку;

приглашать на мероприятия — обзвонить людей и пригласить присоединиться, например, к вебинару о новых программах для бухгалтеров;

нанимать на работу или приглашать на собеседование. Робот может сделать звонок соискателю по отклику на Хедхантере и поинтересоваться, нужна ли еще работа, или рассказать об условиях на новой работе, а затем передать данные менеджеру по кадрам.

Роботы Томору имитируют естественную речь человека, ведут диалог, отвечают на вопросы собеседника, даже если разговор пошел не по плану. Робот реагирует и отвечает быстрее, чем человек, так как у бота заранее прописаны возможные сценарии разговора. Вот пример, как робот Карина, которую создали в Томору, общается с человеком, а клиент даже не замечает, что это робот:
Шаг 1. Спроектировать голосового робота под определенные проекты
Голосовых роботов создают под запросы клиента. Допустим, у предпринимателя есть парикмахерская и, чтобы набрать клиентов, он организовал колл-центр, но менеджеры успевают обзванивать только холодных клиентов, а теплыми заниматься некогда. Поэтому парикмахерская теряет теплых клиентов и деньги, которые тратит на менеджеров. Клиент изучает предложения по созданию голосовых роботов и оставляет заявку на встречу с менеджером.

Менеджер рассказывает клиенту о роботах и о том, как разработчики создают голосовых роботов:
что умеет голосовой робот;

какие технологии используются при создании голосового бота;

как можно сделать голосового робота;

какая для предпринимателя выгода и польза от бота;

какие тарифы есть.

Если человек заказывает умного робота в Томору, тогда менеджер будет действовать так:
обсуждает цели заказчика;

ищет похожие проекты;

подключает команду, которая будет делать голосового робота;

заполняет подробный бриф с пожеланиями клиента и сроками работы над роботом.

Потом команда скриптологов-аналитиков начинает создание и разработку голосовых роботов с программы написания диалогов.
Шаг 2. Написать скрипты
Скрипты или сценарии — это диалоги, с помощью которых робот общается с клиентами.

Диалоги зависят от того, какие задачи есть у заказчика. Например, владелец парикмахерской хочет, чтобы теплые клиенты доходили до салона и становились постоянными клиентами. А еще — тратить меньше денег на колл-центр и чтобы менеджеры занимались не только холодными клиентами, но и вели теплых. На основе пожеланий клиента специалисты создают диалоги для голосового робота.

Вот пример робота, который предлагает туристические путевки:
Для каждого клиента пишут свои скрипты, но есть основные правила, которые лежат в основе написания почти всех сценариев при создании голосового бота. Вот что должен уметь робот:
произносить основную мысль в начале разговора, чтобы не было долгих размышлений и клиент не положил трубку. Например, робот говорит: «Здравствуйте! Мы разработали новый продукт для бухгалтеров, который помогает делать отчеты в десять раз быстрее и хранить их в одном месте с индивидуальным доступом». Это очень длинное вступление, скорее всего, человек перестанет слушать. А если робот скажет: «Это Петр из Бухгалтер-бухгалтеру». Удобно говорить?" — человек с большей вероятностью вступит в диалог;

отвечать быстро. Например, роботы в Томору думают 100 миллисекунд и отвечают быстрее, чем оператор колл-центра;

понимать контекст и подбирать нужный ответ, выслушивать собеседника и не перебивать;

переключаться с темы на тему. Например, робот рассказывает об акции на мужские стрижки, а собеседник вдруг хочет поговорить о погоде этим летом. Бот может поддержать беседу, а потом вернуть собеседника к теме разговора о стрижках;

шутить, поэтому скриптологи-аналитики прописывают шутки, чтобы в нестандартной ситуации бот мог проявить чувство юмора;

объяснять, что он робот, если собеседник засомневается и спросит напрямую.

На следующем этапе работы над созданием голосового робота заказчик выбирает голос, которым этот робот будет говорить.
Шаг 3. Выбрать голос, настроить речь и интонацию
Голосовой робот может говорить разными голосами и с разными интонациями — быть милым, строгим или серьезным. Это зависит от того, какую задачу решает клиент при помощи робота.

В Томору провели исследование и выяснили, что если нужно коротко рассказать об акции или предложить скидку, клиенты лучше воспринимают мужской голос. А если разговор долгий или нужно пригласить человека на собеседование в компанию, тогда больше подойдет женский голос. А еще, по статистике специалистов Томору, в 84% случаев люди больше разговаривают с роботом-женщиной, чем с мужчиной.

Например, робот Анна помогает нанимать сотрудников для Томору:
В примере видно, как человек вовлекается в разговор и даже не догадывается, что говорит с роботом.

А вот пример беседы робота, где собеседник догадался, что говорит с ботом, и оценил естественность его речи. При этом человек не остановил диалог, а дослушал приглашение на вебинар и согласился получить ссылку на регистрацию.
Голос и интонация должны быть эмоциональными и запоминающимися. Для каждого случая разрабатывают отдельного бота, подбирают голос, интонацию, тональность. Какой робот подойдет тому или иному заказчику — можно узнать с помощью АБ тестирования. Cкрипт записывают женским и мужским голосами, а затем половине клиентов звонит первый робот, а другой — второй. По конверсии можно понять, какой голос приносит больше клиентов.
Шаг 4. Программирование голосового робота
Чтобы сделать голосового бота, нужно изучать языки программирования и постоянно искать новые разработки в этой области. Но если хочется создать простого голосового робота, можно воспользоваться готовыми решениями, например:

Амилоджик — безкодовый редактор, где легко создать простого голосового робота, который будет здороваться, узнавать, как дела, и доносить простейшую информацию. Он может учиться, воспроизводить файлы, которые ему прописал скриптолог-аналитик. Такой бот можно использовать, например, в Телеграме. При этом программа не может создавать сложных роботов, которые ведут диалоги.

Ботвинник — программа, в которой можно создать голосового бота в Телеграме. Фразы добавляются через гугл-таблицу: туда нужно прописать, что будет говорить робот, а что — собеседник. Это бесплатная программа, и создать в ней сложного помощника вряд ли получится.

Чтобы сделать умного голосового робота, который будет общаться с клиентами, рассказывать им об акциях, приглашать на собеседование или вебинары, лучше обращаться в компании, которые занимаются разработкой голосовых роботов. Например, в Томору специалисты создают робота за один день, поэтому клиент может запустить тестирование в день обращения.
Шаг 5. Проверить работоспособность голосового робота и исправить ошибки
Когда робот готов, его запускают в работу, смотрят, где есть недоработки, и начинают обучение. Вначале робот говорит мало фраз и не всегда может ответить на вопросы собеседника. Скриптологи-аналитики анализируют речь робота, заполняют пробелы и прописывают для него дополнительные инструкции. Таких дополнений может быть очень много, ограничений нет. Чем больше дополнений, тем робот умнее и тем реже ошибается, а значит, приносит больше пользы и денег компании.

Робота подключают к црм-системе, чтобы он мог вносить данные после разговора с клиентом. Например, клиент не хочет получать рассылку на почту, но не откажется от эсэмэсок о скидках. Робот заносит пожелания клиента в базу црм, а менеджеры учитывают это в работе.

Робот почти не совершает ошибок, потому что работает по прописанным скриптам, которые постоянно пополняют разработчики и скриптологи-аналитики.

Ещё больше статей

сотрудники
маркетинг
продажи
Мы ненавидим холодные звонки. И это наш важный канал продаж
Как голос робота влияет на продажи
Как грамотно и эффективно проводить обзвон клиентов

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru