Что такое стартап и какие у него признаки
Одни компании не отличаются новизной, долго работают на рынке и используют проверенные бизнес-модели. Другие быстро развиваются, привносят новые решения и предлагают продукты, которых раньше не было на рынке. Последние называются стартапами. В статье разбираемся, какой бизнес считается стартапом и в чем его особенности.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое стартап и какие у него признаки
Стартап — это бизнес, который только запускается. Под стартапом понимают компанию, которая стремительно растет, обещает высокую инвестиционную прибыль и придумывает для своей организации новую бизнес-модель, а иногда даже инновационный продукт.
Успешными примерами стартапов считаются Микрософт, Ютуб, Вотсап, Эйрбиэнби. Эти компании взяли за основу идею, аналогов которой не было на рынке, и смогли превратить ее в бизнес.

Чтобы называться стартапом, компания должна соответствовать критериям:
молодость — как правило, бизнес должен существовать на рынке не больше пяти лет;
цель — разработать и вывести в продажу уникальный продукт;

маленький состав — в начале пути в стартапе обычно задействовано до ста человек;

минимальные расходы на этапе старта — для стартапа обычно привлекают внешние инвестиции, и на начальных этапах, пока инвесторы не поверили в идею, стартап может работать с низкими затратами на операционную деятельность;

высокая скорость роста — в отличие от традиционных бизнес-моделей у стартапа нет времени на раскачку, ему нужно быстро адаптироваться к рынку и захватывать лидерство.

Часто стартап выходит за рамки получения прибыли. Это может быть бизнес, который направлен на то, чтобы решить повседневные проблемы человека, сделать значимое, иногда даже революционное открытие. К примеру, в 2021 году российские программисты разработали маршрутизатор для скорой помощи «Кардионет», чтобы быстрее доставлять в больницы людей с сердечными приступами. В 2023 году проект начали внедрять в работу медучреждений в регионах.

Создание стартапа часто сопряжено с неопределенностью и высокими рисками. Так как оно предполагает инновационные решения, рынок может их не воспринимать.

Иногда бизнес может выстрелить и стать популярным, а потом обвалиться, как случилось с соцсетью «Клабхаус». Приложение, где люди добавляются в «комнаты по интересам» и могут общаться только голосом, резко стало популярным зимой 2021 года: с 10 по 20 февраля количество пользователей выросло с 7700 до 200 000. Однако к 19 марта популярность соцсети утихла, трафик приложения упал в четыре раза, и инновационный стартап оказался никому не нужен. Новости в апреле 2023 года сообщали, что Клабхаус увольняет половину сотрудников и планирует перезапуск.
Этапы развития стартапа
Так как стартапы часто работают по уникальным бизнес-моделям, то и процессы создания и роста таких компаний различаются.

В основе любого стартапа лежит идея, которая должна решить проблему покупателя, именно с нее начинается любой проект. Авторы идеи еще не знают, как развить ее в реальный продукт, будет ли он востребован на рынке и кому он пригодится. Этот этап называется предпосевным.

Следующий этап — посевной. Создатели начинают анализировать рынок и разбираться, какую пользу может принести продукт, зачем он нужен, есть ли у него конкуренты. На базе этих исследований основатели стартапа строят бизнес-план и при необходимости ищут инвесторов.

Дальше дело доходит до прототипа. Это первичный продукт, который выпускает стартап, чтобы проверить, будет ли предложение пользоваться спросом и какие недостатки у него есть. Например, если сразу выпустить на рынок большую партию инновационных швабр с искусственным интеллектом, аудитория может не понять ценности продукта, возможны ошибки в его продвижении или технические недочеты. Прототип должен избавить от этого.

После этапа прототипа авторы стартапа вносят корректировки в бизнес-модель, сам продукт, затем проводят контрольные испытания на фокус-группе, чтобы зафиналить результат и учесть недоработки. С готовым решением компания выходит на широкий рынок в ожидании оценки аудитории. На этом этапе продукт активно раскручивают, продвигают в СМИ и соцсетях, пока потребители его не примут.

Если целевая аудитория приняла продукт, бизнес масштабируется и достигает этапа зрелости.

Это классический процесс развития стартапа. В отдельных случаях создатели могут игнорировать какие-то звенья цепочки и перескакивать через этап.
Виды стартапов
Стартапы разделяют на разные виды, чтобы их анализировать и легче понимать, чего от какого стартапа ожидать.
Например, есть классификация стартапов по рынкам сбыта и продукции, которую они создают:
успешная копия — это стартапы, которые адаптировали идею или работающий бизнес из-за рубежа под местный рынок. В России к таким относятся Рутюб, Озон, Вконтакте, Яндекс-такси;

агрессивный пришелец — стартапы, которые стремятся захватить сегмент рынка и вытеснить из него конкурентов. Пример — сервис скидочных купонов Биглион, который вытеснил гиганта Групон;

темная лошадка — такие проекты отличаются высокой рискованностью и туманными перспективами. Они могут оказаться самыми успешными на рынке или самыми провальными. Так, стартап Теранос произвел революцию своим заявлением, что разрабатывает аппарат, который проводит медицинские анализы по капле крови. Но позже стало известно, что технология — фейк, и комиссия по ценным бумагам и биржам США обвинила создательницу стартапа Элизабет Холмс в мошенничестве, а компания заявила о банкротстве.

Стартапы также могут быть традиционными, когда модернизируют работающую идею, и инновационными, когда компания делает научные открытия и создает новые технологии. Например, известная компания Илона Маска «Тесла» некогда была инновационным стартапом, а создатели фудтех-стартапа «Кухня на районе» не стали придумывать новое и модернизировали существующую доставку еды. Они отказались от ресторанных залов, стали готовить еду только в цехах, доставлять ее в радиусе двух километров от цеха и тем самым уменьшили время доставки до 15−30 минут.

Ещё больше статей

деньги
инструменты
роботы
Сложно, дорого, потом: клиенты возражают — мы отвечаем
Что такое смарт-цель и как ее ставить
Обновляем личный кабинет: все роботы в одном месте

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru