Спам-звонки: когда звонок становится навязчивым
Спам-звонки — это звонки, которые компания массово распространяет без согласия абонентов, чтобы привлечь покупателей и поднять продажи. Наиболее известный телефонный спам — это звонки от ювелирной компании «Санлайт», когда рекламируют товар голосами известных певцов, например Билана или Меладзе. Чаще всего через спам-звонки рекламируют или продают продукты, но могут звонить мошенники и вымогать деньги.

Звонки бывают рекламными и мошенническими. Как такового законодательства, которое регулирует спам-звонки в России нет, но есть два закона о защите данных человека. Первый — закон «О рекламе», в котором говорится, что без согласия абонента звонить ему нельзя. И человек должен иметь возможность отказаться от таких звонков. Штраф за нарушение закона:
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
для физических лиц — от 2000 до 2500 рублей;

должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей;

юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Второй — закон «О персональных данных». В нем также сказано, что нельзя использовать данные без согласия человека. Например:
фамилию, имя, отчество;

электронную почту;

номер телефона.

За то, что компания звонит без разрешения человека, будет штраф:
для физических лиц — от 2000 до 6000 рублей;

должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;

юридических лиц — от 60 000 до 100 000 рублей.

Пожаловаться на телефонный спам можно через сайт антимонопольной службы.

Важно отличать спам от холодных звонков:
Еще один вид спам-звонков — мошеннические, они всегда настроены на обман и вымогательство.
Какие бывают спам-звонки
Телефонный спам бывает трех видов, в зависимости от того, кто звонит.
Робот, который рекламирует продукт. Это может быть реклама салона, приглашение на бесплатную консультацию юриста, сообщение об одобренных кредитах. Эти звонки безвредные, но отвлекают от дел и отнимают время. Чаще всего звонят простые роботы, которые не умеют вести беседу, только наговаривают текст. Звонят по всем контактам в базе без деления на отрасли.

Оператор колл-центра. Они тоже звонят с предложениями что-то купить или предлагают услугу, но если робота можно сбросить и он вряд ли позвонит еще раз, то живой менеджер может быть навязчивым. Как правило, такие звонки распространяют всем подряд и не всегда по базе, которая получена легальным способом.

Мошенник. Эти спам-звонки нацелены на то, чтобы запутать, запугать людей и выманить деньги. Одна из разновидностей таких звонков — фишинг, то есть звонки от мошенников, которые замаскированы под звонки от банков. Оператор-мошенник может сказать, что со счета сняли деньги или на имя абонента пытаются оформить кредит. Мошенники не знают номера карты, кодовых цифр, но выстраивают разговор так, что человек сам выдает паспортные данные и сведения о картах. Чтобы речь звучала убедительно, они говорят быстро, подгоняют человека, что вот сейчас нужно выдать все данные, иначе деньги уйдут к мошенникам. Человек теряется и ведется на слова.

Еще один вид звонков от мошенников — это разговоры, в которых людей запугивают или вводят в заблуждение. Например, мошенники в таких звонках представляются работниками полиции и говорят, что человек попал под следствие об экономических преступлениях. Еще один вариант — мошенники говорят, что близкий родственник сбил человека на машине и ему грозит срок. Звонят с такими сообщениями поздно вечером или ночью, чтобы запутать собеседника. По их словам, спасти человека от тюрьмы может только определенная сумма, которую нужно привести в назначенное место в ближайшее время. На заднем фоне могут быть слышны голоса плача, крики «Мама!», стук, как при избиении. Это психологическое давление, его цель — запугать человека и заставить его принимать решения на эмоциях.

Неважно, какой вид спам-звонков поступает абоненту: это всегда неприятно, потому что отнимает время, а иногда приводит к потере денег и здоровья.
Как бороться со спамом
Бороться со спамом, конечно, нужно, и есть несколько способов. Например, можно поставить специальную программу, подключить фильтры от оператора или воспользоваться советами:
не отвечать на звонки с неизвестных номеров. Это не лучший метод, потому что может позвонить друг, который поменял номер, или бухгалтер с работы, а с ним раньше по телефону не общались;

не отвечать ни на какие вопросы словом «да». Мошенники могут использовать голос, чтобы пройти аутентификацию в банке. Это возможно, если оператор банка не просит дополнительные данные, но это встречается редко. Вероятность, что мошенники воспользуются голосом, очень мала, но подстраховаться можно;

перезвонить в компанию, откуда звонили. Если собеседник говорит, что он из банка, нужно перезвонить в банк и спросить, что с деньгами и счетом. Также продиктовать номер звонящего оператору, а в банке разберутся, звонил их сотрудник или мошенник. Такая же схема работает и со звонками из полиции или Следственного комитета — можно позвонить туда или по телефону 112;

прекратить общение, если будет подозрение на соединение, как по коммутатору или модему, — это точно мошенники, которые пытаются обойти блокировки номеров;

не говорить никакие данные о себе — имя, паспортные данные, номер и сивиси-код карты или любые другие сведения, которые запросит звонящий. У банков есть необходимая им информация, а полиция не будет устраивать допрос по телефону. Правоохранительные органы присылают повестку, по которой нужно будет прийти в отделение и там уже разговаривать;

не отвечать на звонки с незнакомым префиксом. В России префикс +7, к остальным нужно относиться с осторожностью;

обратиться к оператору связи и воспользоваться его сервисом защиты. У каждого оператора есть системы защиты и поддержки.

Главное — помнить, что тот, кто звонит, нарушает закон, и нужно об этих звонках сообщить в банк, а они передадут информацию в службу безопасности. Или позвонить в полицию, если мошенники запугивают. В полиции составят протокол, после этого будут заниматься расследованием и поимкой мошенника.
Какие приложения помогают бороться с телефонным спамом
Чтобы спам-звонки не доставали, можно поставить специальное приложение, которое будет блокировать звонки. Все приложения работают по одному принципу: у них есть база с номерами телефонных спамеров, по которой сравнивают входящие звонки. Когда звонит спамер, приложение сравнивает его номер с базой и информирует пользователя, что на звонок отвечать нежелательно. Главное, чтобы база в таком приложении пополнялась регулярно. Рассмотрим пять вариантов.
Kaspersky Who Calls — программа умеет определять номера и показывать спам. Вся информация высвечивается на экране телефона.
Когда приходит спам, программа предупреждает об этом. Когда звонок от компании — покажет, кто звонит, и, если знает компанию, напишет название.
Источник: Kaspersky Who Calls
У этой программы большая база номеров, которая регулярно пополняется. Есть две версии приложения — бесплатная и платная. В бесплатной программа определяет, от кого звонок, и показывает название и тип компании. В платной к этим функциям добавляется, например, блокировка всего спама, рекламы, а еще программа может работать без доступа к интернету. Платная версия стоит 1190 рублей в год. Приложение доступно для айос и андроида.

Приложение МТС «Кто звонит» работает так же, как и предыдущее, — определяет номер и сообщает, звонит спамер или компания. Если звонят из компании, приложение покажет название.
Даже неотвеченные звонки приложение помечает, чтобы можно было понять, кто звонил. Источник: МТС
При подключении можно неделю пользоваться бесплатно, потом — три рубля в день. Приложение доступно для айос и андроида.

Определитель номера Сбербанка — это бесплатная функция, которую можно запустить через приложение «Сбербанк онлайн». База спам-номеров обновляется ежедневно, а номера мошенников определяет алгоритм. Данные об опасных номерах система берет из базы службы безопасности Сбербанка. Когда позвонит спамер или мошенник, на экране появится предупреждение.

Определитель номера в приложении «Яндекс с Алисой» — тоже бесплатная функция. Определитель включается после слов «Алиса, включи определитель номера», дальше система мониторит нежелательные звонки. У Яндекса постоянно обновляется база номеров, и система предупреждает не только о звонках по телефону, но и о спаме в Вотсапе и Вайбере.

Но есть и вредоносные приложения, которые собирают личные данные и передают мошенникам, а некоторые списывают деньги за каждое действие. Поэтому перед установкой приложения обязательно проверяйте, кто его создал, и читайте отзывы.

Ещё больше статей

продажи
инструменты
роботы
Ценностное предложение (value proposition)
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу
Что такое джоб-оффер и как его написать

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru