KPI — это коэффициент, по которому можно понять, насколько эффективно работает сотрудник или компания. Для этого важно ставить задачи, результат которых можно измерить. Например, расписать, сколько продаж должен сделать менеджер за месяц или поставить перед компанией цель за год увеличить продажи в десять раз.
Чтобы выбрать KPI для менеджера по продажам, надо определиться с целью на долгий период и разбить ее на этапы. У разных компаний этот процесс выглядит по-разному — всё зависит от особенностей бизнеса. Примерная схема может выглядеть так.
Как правильно назначать зарплату менеджеру по продажам
Предположим, компания делает стулья для небольших офисов и ставит цель — продать 100 000 стульев за год. Чтобы рассчитать KPI каждого менеджера, сначала нужно определиться, сколько стульев минимум надо продать в месяц, а потом поделить эту цифру на количество менеджеров. Дальше менеджер сам решает, сколько офисов надо посетить с презентацией и рассказать, как классно стулья поддерживают спины работников, а кому достаточно позвонить.
Также надо учитывать, сколько холодных звонков и сколько поездок принесут покупателей. Например, из пятидесяти звонков десять принесут заинтересованных покупателей и только один из них закажет стулья. То же самое и с поездками: например, из 20 офисов пять захотят купить стулья.
Но, к примеру, у менеджеров в компании, которая производит и продает стулья, процесс достижения KPI может отличаться.
Допустим, за год компания планирует продать 1000 голосовых роботов. Эту цель разбивают на маленькие шаги: например, за месяц отделу по продажам надо привести 83 клиента. Это и есть KPI для отдела продаж.
Дальше эту цифру внутри отдела разбивают по специалистам и рассчитывают, сколько холодных звонков приведет к заключению договора с одним клиентом.
Допустим, из ста холодных звонков только один закончится покупкой. Клиентов при этом ведут сразу несколько менеджеров. Один собирает потенциальную базу, другой рассылает холодные письма и делает холодные звонки, третий занимается клиентами, которые заинтересовались предложением, четвертый ведет клиентов до заключения договора, а пятый оформляет сделку. И вместе они должны сделать так, чтобы за месяц компания нашла не меньше 83 новых клиентов.
KPI всегда зависит от цели компании: сколько надо заработать через продажи или услуги, столько клиентов должны привести менеджеры, чтобы компания сделала план по продажам. А что они будут для этого делать — всегда индивидуальный вопрос.