Юнит-экономика — это метод, который помогает понять, какие продукты или клиенты в компании прибыльные, а какие убыточные. Юнит — это единица, которая приносит прибыль, ей можно считать продукт или клиента, в зависимости от направления работы компании. Например, если продают товары, значит, экономику можно считать по товарам и клиентам. А для сервиса типа онлайн-кинотеатра юнитами будут подписчики.
Юнит-экономика в основном нужна, чтобы понять как и за счет чего масштабировать бизнес или прогнозировать прибыль и окупаемость. Еще помогает спрогнозировать расходы.
Когортный анализ — это инструмент, когда через наблюдение за поведением клиентов ищут ошибки и слабые места при продаже продуктов компании. Благодаря выводам когортного анализа можно улучшить клиентский сервис, удержать клиентов и увеличить доход компании.
Когортный анализ изучает когорты — определенные группы людей с одинаковым опытом, например тех, кто родился в один период или купил какой-то продукт в одно время. Этим же методом пользуются социологии, когда проводят опросы: например, берут когорту людей, которые родились в 1990 году, и смотрят, кто получил высшее образование и как оно отразилось на их карьере.
Этот вид анализа подходит компаниям, которые зависят от числа активных клиентов, например фитнес-клубам, школам онлайн-образования или онлайн-кинотеатрам. Если люди уйдут или отпишутся, доходы компании резко упадут.
Сквозная аналитика — это набор инструментов, который помогает увидеть все этапы взаимодействия с клиентом с момента, как он увидел рекламу и среагировал на нее, и до покупки.
Полученные данные собирают в отчет, в котором видно, какая отдача от вложений в маркетинг и рекламу. В отчете отражаются, например, расходы на все рекламные каналы, цена привлечения клиента или как маркетинг влияет на доход компании. Отсюда строят план и выбирают, куда вкладывать деньги, а какие каналы лучше убрать.
Информацию собирают специальные аналитические системы, потому что вручную делать такие отчеты очень трудоемко. Данные собирают из црм-систем, колл-трекинга, рекламных каналов, финансовых отчетов.
Риск концентрации клиента — это метрика, которая оценивает степень уязвимость компании в ситуации, когда она теряет одного или нескольких крупных клиентов. Риск рассчитывается через отношение дохода от самого крупного клиента к общей выручке компании.
Например, есть небольшое редакторское бюро, которое делает медиа. Клиенты влияют на прибыль бюро в соотношении: застройщик недвижимости приносит 55% прибыли, сеть клиник — 25%, разработчики программ для бухгалтерии — 10%, два стартапа — по 10%.
Если закроется сеть клиник и уйдут стартапы, бюро не станет банкротом, найдет новых заказчиков или перераспределит бюджет. Но если уйдет застройщик, компании грозит банкротство и придется срочно спасать бюро. Чтобы такого не было и компания была стабильной, нужно равномерно распределять прибыль — не больше 10−15% на каждого клиента. Тогда компания не будет зависеть от одного клиента и не закроется, когда он уйдет.