Итак, универсальной ценовой стратегии нет — каждая компания считает ценообразование для себя. Рассказываем, как это сделать.
Шаг 1. Определить цель. Цена товара или услуги — явление непостоянное. Сегодня компания хочет выйти на новый рынок и готова снизить цены, завтра она видит высокий спрос и поднимает их. Чтобы понять, в какую сторону варьировать цену, нужно определить цель. Например, провести акцию и привлечь новых клиентов, подвинуть конкурентов или вывести на рынок новый товар.
Допустим, у кофейни «Колумб», которая продает кофе навынос, есть цель — завоевать долю рынка.
Шаг 2. Оценить спрос. Чтобы оценить спрос, нужно изучить потенциальных клиентов и рынок. Например, можно открыть сервис Яндекс-вордстат, ввести «кофейни в Коломне» и проанализировать, как много людей интересуются этим. Затем соотнести результаты с количеством заведений и прикинуть, хватит ли этого спроса на всех. Подробнее мы рассказали в статье
«Как предсказать, выстрелит ли продукт».
Наш Колумб будет оценивать спрос через интервью с потенциальными клиентами. Предположим, компания поговорила с двадцатью студентами колледжа, который находится по соседству, и выяснила, что те готовы покупать кофе за 100 рублей. Она также оценила проходимость места и поняла, что в среднем таких покупателей в день будет 80, а в месяц — 2400.
Шаг 3. Посчитать издержки. Нужно учесть все постоянные и переменные издержки, которые понесла компания, чтобы продать товар или оказать услугу. В издержки обязательно включают расходы на реализацию, доставку, маркетинг.
У Колумба себестоимость стакана кофе — 50 рублей. Еще есть постоянные издержки — 50 000 рублей в месяц.
Шаг 4. Определить желаемую прибыль. На этом этапе нужно посчитать, сколько товара или услуг потребуется продать, чтобы выйти в ноль и получить желаемую прибыль.
Допустим, Колумб хочет получить за месяц 100 000 рублей прибыли.
Считаем:
2400 продаж в месяц;
100 ₽ — возможная цена стакана кофе;
50 ₽ — себестоимость;
50 000 ₽ — постоянные расходы.
100 000 ₽ — желаемая прибыль;
Если умножить 2400 на 100, получится, что компания за месяц получит выручку в 240 000 рублей. За минусом переменных и постоянных расходов остается 70 000 рублей. Цель по прибыли не выполнена. Получается, компании нужно увеличить стоимость стакана кофе, чтобы получить желаемую прибыль.
Например, поставить 120 рублей — и тогда экономика сойдется.
На этом моменте полученную цену можно соотнести с ценами конкурентов и проанализировать. Возможно, с такой экономикой этот товар вообще не получится продать. А бывает и наоборот: когда конкуренты продают тот же кофе за 200, компании есть куда поднимать цену.