Оклад. Организации рассчитывают фиксированную оплату на основе своих показателей и по средней по рынку зарплате. При этом
по закону ставка должна быть не ниже прожиточного минимума.
Основной недостаток такой системы — человек всегда получает одну и ту же сумму, которая не зависит от количества закрытых сделок, среднего чека и прибыли, которую он принес фирме. Бизнесу это невыгодно, потому что от работы сейлза зависит количество продаж и доход. Если платить только фиксированную часть, он не будет стремиться выполнить план, чтобы получить бонус или премию. Кроме этого, работник не пытается повысить свою квалификацию и тем самым увеличить количество закрытых сделок.
Есть и плюсы — менеджеры не увольняются, нет текучки кадров, потому что их устраивает стабильность.
Оклад и проценты. Когда зарплата сейлза состоит из фиксированной и бонусной части, самое сложное —
правильно выставить KPI, по достижении которого и начисляется бонус. Показатели эффективности должны быть понятными, достижимыми и с результатом, который можно измерить. Например, каждый менеджер отдела должен закрыть десять продаж в неделю — это вполне достижимый результат. А вот сделать сто звонков в день и заключить столько же договоров в неделю — нет. У этой системы оплаты труда тоже есть плюсы и минусы.
Основной плюс — менеджеры работают на результат, потому что от этого зависит их бонусная часть. Отсюда вытекает минус: если фиксированная часть небольшая, а основной доход — это проценты, ради которых нужно работать по пятнадцать часов в день, сейлсы уволятся, а в компании начнется текучка кадров.
Чтобы правильно выставить процентную часть зарплаты, нужно учесть множество нюансов: потенциальное количество сделок и средний чек, количество сотрудников в отделе, автоматизацию отдела.
Если сотрудники отдела начинают массово увольняться, а нанимать новых становится всё сложнее, нужно пересматривать условия. Например, у сейлза может быть такое количество холодных звонков в день, что он не успевает доводить клиентов до продаж. В этом случае
можно подключить на холодные звонки умного голосового робота с искусственным интеллектом. Тогда специалисты будут заниматься только теплыми и горячими клиентами, а значит, заключать больше договоров.