Формирование корпоративной культуры
Удобнее всего строить культуру, когда компания только начинает работать: коллектив еще небольшой и договариваться о правилах проще. Первый носитель и евангелист культуры — основатель или директор компании. Он транслирует ценности команде, направляет, демонстрирует правила работы своим примером. Это первый шаг к построению культуры.
Некоторые правила и принципы могут появляться спонтанно. Например, разные сотрудники постоянно допускают одну и ту же ошибку. Тогда руководитель собирает всех и объясняет, как действовать и почему такой подход работает лучше, а потом записывает новое правило в базу знаний компании.
На старте, когда корпоративная культура только зарождается, правила могут быть негласными или описанными в разных документах. Важно как можно раньше начать собирать их в единый файл. Это поможет распространять культуру, когда приходят новые сотрудники, и не объяснять одно и то же много раз.
Когда компания растет и руководитель нанимает новых сотрудников, ценности корпоративной культуры начинают работать как фильтр при приеме на работу. Руководитель и эйчар-менеджеры будут выбирать тех кандидатов, чьи ценности максимально близки к ценностям команды.
С первого дня работы новому сотруднику объясняют правила работы в компании, ведь все приходят со своим взглядом на мир. Без менторства люди скатываются в стиль работы, к которому привыкли в предыдущей компании. Лучше обучать новичков особенностям корпоративной культуры, а не надеяться, что они сами усвоят нормы компании.
Следующий этап в развитии культуры наступает, когда штат достаточно большой и директор не может транслировать правила корпоративной культуры отдельно каждому сотруднику. Чтобы не растерять культуру при быстром росте, в команде нужны агенты влияния внутри компании, которые будут транслировать ценности новым сотрудникам. Чаще всего это люди, которые выросли вместе с компанией и успели впитать принципы от основателя. А значит, они смогут передавать ее дальше. Например, в Томору этим занимаются тимлиды на встречах с отделами и через общение с сотрудниками один на один. Ведь гораздо эффективнее формировать культуру через личное общение или в небольших группах.
Если компания решила внедрять правила, когда она уже какое-то время существует на рынке, директору понадобится помощь руководителей отделов. Если записать нормы и сказать сотрудникам: «С понедельника работаем вот так», у людей возникнет сопротивление, и культуру будет внедрить сложнее. Нужно сначала донести принципы корпоративной культуры линейным руководителям и объяснить, почему ценности и правила важны для компании. А дальше руководители будут шаг за шагом передавать культуру сотрудникам.
Формирование культуры в компании — непрерывный процесс. Его нужно поддерживать, иначе культура начнет рушиться. Например, компания открывает филиалы в нескольких городах и нанимает новых руководителей. Если не передать им культуру, они сформируют команды исходя из своих ценностей. В результате правила работы в каждом филиале будут отличаться.
При масштабировании компании некоторые руководители допускают ошибку, когда отдают HR-менеджерам все процессы, связанные с распространением культуры. Директор или собственник бизнеса — это лидер, на которого ориентируются сотрудники. Так что важно продолжать транслировать ценности самому. Только инструменты уже будут более массовыми: регулярная рассылка от лица директора, блог о бизнесе в соцсетях, регулярные общие собрания со всеми сотрудниками компании и отдельными подразделениями.