OKR — это аббревиатура, которая расшифровывается как objectives and key results, то есть цели и ключевые результаты. Это система управления, когда для каждой цели, которую ставит компания, есть ряд ключевых результатов и по ним можно отследить движение к цели.
Эту систему управления ввели в 1970-х годах в компании «Интел», чтобы донести до сотрудников цели и научить работать в соответствии с ними. В 1999 году okr внедрили в Гугле и продолжают работать в этой системе.
Система помогает увидеть, как развивается компания в измеримых показателях, и выстраивать работу согласно цели. Чтобы сотрудники не выгорали и не делали лишнюю работу, надо ставить не больше пяти целей на определенный период и не больше четырех ключевых результатов на каждую цель.
Окр состоит из двух частей: целей, которые надо достичь, и ключевых результатов, которые помогают прийти к цели.
Цель — это то, к чему стремится компания в определенный промежуток времени, например в квартал, полгода или год. Цель должна быть четко сформулированной, понятной сотрудникам и достижимой.
Нерабочая цель;Рабочая
Стать богатой и известной компанией;Заключить в два раза больше договоров с лидами, чем в прошлом квартале
Забрать всех лидов у всех конкурентов;С помощью звонков заинтересовать в пять раз больше лидов, чем за прошлый квартал
Продать максимум продукции;Продать в десять раз больше продукции, чем в прошлом полугодии
Сделать приложения идеальными, неповторимыми и лучшими;Сократить число ошибок в программах и приложениях
Общую большую цель можно разделить на несколько, и у каждой будут свои ключевые результаты, которые можно отследить. Самое сложное — выбрать правильную цель, чтобы она была понятной и не абстрактной. Например, увеличить прибыль на 20% — это достижимая и понятная цель.
Ключевые результаты — это промежуточные результаты или метрики, которые помогают двигаться к цели и по которым измеряют прогресс и достижение цели. Главное, чтобы метрики совпадали с общей целью и были измеримыми. Ключевые результаты — это контрольные точки, которые помогают двигаться к цели. Они должны быть:
с привязкой ко времени — быть достигаемыми к установленной дате или определенному времени;
конкретными и измеримыми;
реалистичными.
Если цель долгосрочная, рассчитанная, например, на год, результат проверяют по мере продвижения проекта, по этапам. Измеримыми ключевыми результатами будут, например, снизить затраты на производство на 7% или внедрить новые программы для доставки через два месяца.
Как работать по системе окр
Работать по системе okr можно по плану:
выбрать и поставить цели;
определить время, за которое надо достичь этих целей. Если цели долгосрочные, лучше разбить их на 30−90-дневные блоки;
выбрать от трех до пяти ключевых результатов, которые помогут достичь цели.
Джон Доерр — один из разработчиков okr в Интеле создал формулу, по которой можно выстраивать цели и результаты. Вот эта формула:
«Я достигну цель, которую можно измерить следующими ключевыми результатами…».
Ключевой результат — это этапы, которые помогут прийти к цели: например, получить миллион просмотров за каждый ролик в соцсетях или начать экономить на сырье при производстве.
Принципы окр и как они реализуются
В системе управления okr есть три принципа.
Цели и результаты должны быть понятными и гибкими. Чаще всего цели и результаты ставят на месяц или квартал, чтобы было удобнее их отслеживать и менять. В компании руководство и сотрудники сосредотачиваются на определенных целях и результатах, работают только над ними в определенный период, поэтому быстрее их добиваются.
Работа должна быть согласована внутри компании. Руководство не скрывает от сотрудников цели и результаты, над ними работают все отделы и работники. Под цель согласовывают работу отделов, а ключевые результаты помогают показать, что компания движется в одном направлении.
Управление должно быть линейным. Работа в окр строится не сверху вниз, а линейно — каждый человек в команде делает свою часть работы в рамках общей цели.
Что еще стоит учитывать при постановке целей по okr:
когда цель выполнена на 60−70% — это уже успех. Если каждый раз удается выполнить цели на 100%, возможно, они слишком легкие и можно усложнять задачу;
через okr нельзя оценивать качество работы сотрудников. Работники должны понимать, что если компания не добьется целей, то они не потеряют работу или часть зарплаты в качестве штрафа;
над текущей целью и ключевыми результатами должны работать все сотрудники компании, иначе система окр работать не будет;
нельзя перегружать работников встречами или дополнительной работой, помимо текущей. Работа по okr должна быть легкой и понятной.
Главное в работе по системе окр — это прозрачность и уважение к труду каждого сотрудника.
Чем okr отличается от kpi
Окр и кипиай — показатели эффективности, которые кажутся похожими, но это не так:
kpi — это ключевой показатель эффективности, который нужен, чтобы оценивать качество и результаты работы отделов и сотрудников компании;
okr — это система, с помощью которой добиваются целей компании через определенные ключевые результаты.
Еще одно отличие в том, что ключевой показатель эффективности — это метрика, она не показывает конечную цель компании, только промежуточные результаты. А okr — это метод, с помощью которого в компании ставят конечные цели и добиваются их через показатели ключевых результатов.
Например, кипиай для менеджеров по продажам может быть таким: заключить десять договоров в месяц и привести сто лидов.
В системе okr цель будет такой: увеличить выручку от продаж на 50% за первое полугодие в десяти основных точках продаж. Согласно этой цели, надо выделить от двух до пяти ключевых результатов, через которые компания выполнит эту цель. Например:
поднять ежемесячную выручку минимум на 20% в месяц в каждой точке продаж;
снизить отток клиентов на 15%.
Kpi — это показатель работы сотрудников и отделов, по этому результату работников могут наградить или оштрафовать. В системе okr такого нет: неважно, добился ли отдел поставленных целей, на их заработную плату и бонусы это никак не повлияет. Компания пересмотрит цели и результаты и продолжит работать дальше, чтобы добиваться желаемого.
Примеры okr
Рассмотрим примеры, как работает система okr в разных областях.
Okr в маркетинге
Цель;Ключевые результаты
Увеличить посещаемость блога компании на 100%;Делать двенадцать постов в месяц и пять сео-статей<br><br>Договориться с десятью компаниями, чтобы публиковать свои ссылки в их блогах
Повысить узнаваемость бренда;Увеличить количество подписчиков на тридцать тысяч человек в месяц<br><br>Договориться с блогерами-миллионниками о совместных проектах
Okr в продажах
Цель;Ключевые результаты
Увеличить доход с продаж на 30%;Привлекать на 15% больше новых клиентов в месяц<br><br>Поднять уровень удержания клиентов с 5 до 10%<br><br>Поднять цены на продукт для новых клиентов на 5%
Начать продавать продукт по подписке, а не по лицензии;Сделать подписку выгоднее для покупателя<br><br>Разработать разные тарифы для привлечения подписчиков<br><br>Увеличить количество годовых продлений на 30%<br><br>Снизить отток клиентов с 4 до 2%
Сделать аналитику по продажам проще и понятнее;Выбрать программу для ведения аналитики, создать шаблоны<br><br>Перенести данные в эту программу, где все сотрудники смогут видеть аналитику<br><br>Обучить сотрудников работать в этой программе, чтобы каждый отдел собирал данные по своему направлению и публиковал их<br><br>Сократить время на отчеты на 20%
Okr в службе поддержки клиентов
Цель;Ключевые результаты
Повысить удовлетворенность клиентов быстротой ответов колл-центра через три месяца;Сократить время ожидания ответа до пяти секунд<br><br>Купить умных роботов Томору<br><br>Обрабатывать с помощью роботов больше звонков
Увеличить количество участников на вебинарах в три раза за три месяца;Подключить голосового робота Томору<br><br>Напоминать про вебинар через робота<br><br>Подключить робота к ответам на вопросы участников<br><br>Информировать участников об ошибках в заполнении формы с помощью роботов
Okr в hr
Цель;Ключевые результаты
Создать эффективную воронку найма — тысяча резюме за три дня;Подключить голосового робота Tomoru<br><br>Автоматизировать на 100% первые стадии воронки найма<br><br>Оставлять рекрутерам только интересные интеллектуальные задачи
Создать чат-бота для общения робота с кандидатами;Подключить голосового робота Tomoru<br><br>Полностью автоматизировать работу с кандидатами<br><br>Рекрутеры должны получать горячих кандидатов
С помощью okr можно ставить и достигать целей, но их сначала надо четко определить, затем отслеживать и измерять ключевые результаты. Целей не должно быть много, потому что внимание сотрудников будет рассеяно, а значит, и ключевых результатов достигнуть будет сложно. А когда целей три или пять, можно выделить какие самые важные и начать с них.
Ещё больше статей
продажи
роботы
роботы
Как продавать с помощью умного робота в AmoCRM
Обновляем личный кабинет: все роботы в одном месте
Мы получили лида за 107 ₽, когда раньше на привлечение тратили 250−500 ₽
Остались вопросы? Свяжитесь с экспертом
Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение