Чтобы быть конкурентоспособными, постоянно расти и получать прибыль, компании ищут разные способы для повышения продаж: кто-то использует дополнительные каналы продвижения, например контекстную рекламу и имейл-рассылки, кто-то нанимает крутых сейлзов, которые закрывают больше сделок. А кто-то обращается к новому инструменту — нейросетям.
В статье рассказываем, как применять искусственный интеллект для повышения продаж.
Как искусственный интеллект позволяет планировать продажи
Искусственный интеллект собирает данные в интернете и обучается на их основе. В его базе есть опыт работы успешных компаний, исследования рынков и поведения аудитории. Поэтому нейросети помогают с планированием продаж, анализом рынка и прогнозированием спроса.
Вот какие задачи по планированию продаж может взять на себя нейросеть:
проанализировать рынок, например описать, какую аудиторию должен заинтересовать продукт компании, как расположить торговые точки, какие каналы продаж лучше использовать;
прогнозировать спрос — нейросеть позволяет посмотреть, какой спрос на рынке, будет ли востребован товар, есть ли у него аналоги. ИИ помогает сориентироваться в рынке и понять, например, какую стратегию продаж лучше выбрать для компании — агрессивную, умеренную, консервативную, насколько широким делать ассортимент и как его лучше продвигать.
провести расчеты для производства — искусственному интеллекту можно поручить расчет точки безубыточности, анализ производственных мощностей компании и вывод оптимальных объемов производства.
Искусственный интеллект даже строит воронки продаж, которые удобно брать за ориентир для работы по привлечению клиентов:
Нужно внимательно формулировать задания для нейросети и уточнять их. Иначе И И может выдавать абстрактную теорию. Тогда у него надо попросить примеры конкретных действий
Хотя ИИ собирает данные, анализирует их и выводит результаты, полностью полагаться на него при планировании продаж нельзя. Искусственный интеллект часто ошибается, неверно понимает задачу, упускает факты или выдумывает несуществующие данные. Например, в воронке продаж выше робот предложил использовать в качестве методов оплаты Paypal или Applepay, которые ушли с рынка России и больше не работают. Поэтому финальное решение всегда должно оставаться за специалистом, который критически оценивает и перепроверяет ответы нейросети.
Как нейросети помогают увеличивать продажи
Представим ситуацию: человек заходит на сайт интернет-магазина, смотрит несколько товаров, изучает их характеристики и уходит без покупки. Затем он открывает портал Дзена, листает статьи и ему попадается объявление с товаром, который он дольше всего смотрел, и предложением вернуться и купить его:
Пользователю на других площадках показывают именно тот товар, который он просматривал на сайте бренда
Человек возвращается на сайт и оформляет покупку. Можно подумать, что к искусственному интеллекту эта ситуация не имеет никакого отношения. Но на самом деле это не так. В рекламном алгоритме тоже зашита работа искусственного интеллекта, просто не такого продвинутого, как ChatGPT или, например, GigaChat. Рекламная система анализирует поведение покупателей на сайте, запоминает их действия, а потом использует, чтобы персонализировать рекламу и показать объявление, которое максимально соответствует интересам человека.
Искусственный интеллект давно помогает бизнесу повысить продажи и автоматизировать процессы продвижения товаров. Рассмотрим подробнее, в каких направлениях работы компании используют нейросети.
Персонализируют предложения. Машинные алгоритмы анализируют, как пользователи взаимодействуют с сайтами, какие открывают приложения, какие смотрят фильмы и какую слушают музыку. В зависимости от предпочтений они генерируют наиболее подходящие предложения для человека и повышают тем самым вероятность покупки.
Алгоритмы Кинопоиска анализируют контент, который выбирает пользователь подписки, и предлагают ему новые варианты с учетом его вкусов
Упрощают работу с клиентом. Умные технологии в продажах помогают сократить время выполнения повторяющихся простых задач и ускорить взаимодействие с клиентами. Например, в Томору мы используем голосовых роботов с искусственным интеллектом, которые обзванивают тысячи клиентов. Умные роботы ведут с покупателями осмысленный диалог, записывают на услуги и бесплатные процедуры, собеседуют соискателей вакансий. На обзвоны, которые у менеджера отдела продаж занимают весь рабочий день, робот тратит пару часов, хотя совершает в это время тысячи звонков.
Голосовой робот не теряется от волнения, не забывает слова и четко выполняет задачу по скрипту. Поэтому он может существенно увеличить эффективность отдела продаж: закрыть простые задачи по обзвону, а сейлз-менеджерам оставить более сложные, нестандартные.
Таким же способом можно автоматизировать сбор и обработку заказов, составление ежемесячных отчетов.
Генерируют контент. С помощью нейросети для продаж компании создают уникальные картинки, тексты, аудио и видео. Это облегчает и ускоряет работу маркетологов, а еще повышает интерес среди покупателей. Например, компании создают лимитированные линейки с изображениями, которые сгенерировала нейросеть:
Бренд косметики «Гельтек» сгенерировал для выставки в Китае изображения русских девушек, которые дизайнеры компании доработали. Позже Гельтек выпустил коллекцию продуктов в новом оформлении. Источник: Гельтек
Или бар выпускает коктейли со вкусами, которые придумала нейросеть. Такой ход повышает внимание к брендам и увеличивает их продажи.
Общаются с покупателями. Компании используют чат-ботов с искусственным интеллектом, которые решают проблемы клиентов: например, рассказывают о статусе заказа, помогают оформить покупку, отвечают на вопросы о доставке и оплате товаров. Нейросети не спят и не отдыхают, поэтому они всегда на связи и подхватывают разговор в любое время. Так компания не теряет клиентов, которые, к примеру, позвонили в час ночи и захотели оформить заказ на пылесос.
Проводят анализ продаж. Нейросети умеют собирать и анализировать большие данные, на основе которых можно корректировать работу компании, изменять ассортиментную и ценовую политики, увеличивать бюджеты на отдельные каналы продвижения, расширять рынки сбыта и реализации продукции. К примеру, с помощью нейросети компании собирают базу данных частых вопросов, которые задают люди, анализируют отзывы покупателей и делают отчеты.
Как использовать нейросеть, чтобы повысить эффективность бизнеса и не ошибиться
Искусственный интеллект не всесилен. Чтобы эффективно использовать ИИ в продажах, нужно хорошо разбираться в маркетинговых и рекламных тонкостях и критически оценивать ответы нейросети. Ответы и предложения нейросетей надо грамотно интерпретировать, додумывать и дорабатывать с учетом особенностей бизнеса.
Например, ИИ предлагает в плане продвижения использовать баннер с изображением капибар, так как они модные. А маркетолог точно знает, что аудитория бренда такой визуал не поймет. Допустим, он соглашается с нейросетью, ставит ТЗ дизайнеру сделать баннеры с капибарами, запускает с ними рекламную кампанию с бюджетом сто тысяч рублей. А реклама в итоге не приносит заявок и не окупается. Если бы маркетолог критически оценил ответ нейросети и попросил ее придумать другие варианты, он бы не ошибся и не спустил все деньги на неработающую рекламу.
Самый эффективный вариант внедрить ИИ в бизнес — не заменять им отделы продаж, маркетинга или рекламы, а грамотно распределять обязанности между людьми и роботами. Например, настраивать автоматическую передачу данных о заказах из мессенджеров в црм-систему и тем самым упрощать работу с клиентской базой. А менеджерам по продажам поручать обработку теплых клиентов.
Ещё больше статей
сотрудники
маркетинг
продажи
Мы ненавидим холодные звонки. И это наш важный канал продаж
Как голос робота влияет на продажи
Как грамотно и эффективно проводить обзвон клиентов
Остались вопросы? Свяжитесь с экспертом
Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение