Что такое нетворкинг и как заводить новые знакомства
Слово «нетворкинг» в переводе означает «построить сеть контактов». С его помощью знакомятся с людьми, которые помогут решить задачи в бизнесе и жизни.

В основу нетворкинга легла концепция шести рукопожатий, сформулированная социальными психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом. Каждый может быть знаком с другим человеком в мире через цепь из шести общих знакомых. Так что, если сформировать правильный круг общения, можно встретиться с любым экспертом или крупным предпринимателем.

Например, на конференции начинающий разработчик знакомится с владельцем студии игр. Сначала они обсуждают выступления спикеров, потом говорят об индустрии и ее проблемах. В конце форума обмениваются идеями и визитками. А через несколько недель предприниматель предлагает поработать вместе над проектом.

Это идеальный, хотя необязательный сценарий нетворкинга. Между знакомством и сотрудничеством может пройти больше времени, или разработчика позовут не на работу, а на разовый проект.

Важно, чтобы нетворкинг строился на основе общих интересов и уважении. В книге «Я научу вас быть богатым» Рамит Сетхи сформулировал это так: «Построение настоящих отношений заключается в том, чтобы сначала инвестировать в них, выяснить, чего хотят и что любят люди, а затем помочь им получить это, не ожидая мгновенно волшебного предложения о работе».
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Какие задачи решают с помощью нетворкинга
Нетворкинг помогает делиться знаниями и находить единомышленников. У разных людей свои навыки, ресурсы и социальный капитал. Поэтому чем шире сеть, в которую входит человек, тем больше профессиональных задач она помогает решить.
Поиск работы и наем сотрудников. Соискателю нетворкинг помогает первым узнать о вакансии и произвести лучшее впечатление на работодателя. Если рекрутер или руководитель уже немного знают кандидата, они будут больше доверять.

Компания благодаря нетворкингу экономит время и ресурсы на поиск сотрудника. Ей не нужно размещать вакансию, а позже разбирать отклики и проводить собеседования. Например, в статье про штат и аутсорс директор IT-компании рассказывала о планах создать реестр людей, которых можно позвать на работу, если откроется вакансия. Список состоит из бывших стажеров, которые хорошо себя проявили.

Поиск инвесторов и партнеров. Бизнес-нетворкинг помогает предпринимателям привлекать деньги в проект и расширять бизнес. Например, бизнес-инкубаторы проводят специальные сессии для владельцев малого бизнеса или стартаперов, где те рассказывают о проектах. В жюри — эксперты сферы и инвесторы, которые дают оценку проектам. А после деловых презентаций выделяется время для неформального общения.

Также нетворкинг полезен тем, кто ищет партнеров и расширяет бизнес. Например, есть специальные отраслевые мероприятия, которые посвящены знакомству производителей продуктов питания и представителей торговых сетей. Если производитель заинтересует сеть продукцией, то сократит время на электронную переписку и попытки заявить о себе через формы на сайте.

Доступ к экспертам. Профессионал сможет быстро ответить на вопрос или посоветовать решение проблемы. Но для этого с ним нужно быть хотя бы немного знакомым. Запрос о помощи — один из способов начать разговор с человеком на мероприятии. Но важно, чтобы эта помощь была необременительной и краткой. Например, в перерыве между выступлениями на мероприятии спросить, стоит ли создавать бота для ваших целей, — это нормально, а просить придумать фразы для него — уже не очень.

Расширение кругозора. Из разговора с профессионалом можно узнать о новых подходах к решению рутинных задач или более эффективных технологиях. И тогда получится учиться на чужих ошибках без риска для собственного бизнеса. Например, турагентство может узнать, как использовать робота для обзвона посетителей и какие сложности здесь стоит учесть.
Нетворкинг бывает полезным и в жизни вне работы. Например, знакомый по книжному клубу может знать, как снять студию чуть ближе к остановке и без «бабушкиного» ремонта. Таким видом нетворкинга не получится заняться на хакатоне, зато для этого отлично подойдет соседское сообщество или клуб по интересам.
Виды нетворкинга
Нетворкинг разделяют на несколько видов. Например, по площадке, где происходит общение.
Офлайн-нетворкинг. Живые встречи на отраслевых мероприятиях, деловых ланчах и бизнес-играх. Те события, где пьют кофе в перерыве и обмениваются бумажными визитками.

Онлайн-нетворкинг. Видеоконференции, переписки в соцсетях и на форумах. Здесь не актуален дизайн визиток, зато важно описание профиля личной страницы.

Скриншот программы встречи стартаперов, экспертов рынка и инвесторов. Последняя часть программы отведена неформальному нетворкингу
Организаторы некоторых деловых мероприятий отводят отдельное время для знакомства и общения участников.
Источник: бизнес-инкубатор «Ингрия»
По модели поведения различают негативные, позитивные и смешанные связи. Если объяснять нетворкинг простыми словами, суть такая:
Негативный. Общение, в основе которого лежит корысть. Человек использует людей в своих целях, но не готов помогать в ответ. Формат удобный, но обычно люди быстро распознают потребительское отношение и не стремятся продолжать общение.

Позитивный. Готовность приносить пользу людям даже безвозмездно. Такая тактика требует больше времени, но позволяет выстроить долгосрочные отношения. Например, человек соглашается помочь компании на форуме в качестве волонтера. Если позже он откликнется на вакансию, то его с большей вероятностью позовут на собеседование, поскольку стиль его работы уже знают.

Смешанный. Во время такого нетворкинга создаются взаимовыгодные условия для обоих партнеров. Люди общаются и помогают друг другу решать проблемы. Такой тип требует больше всего усилий и времени, ведь кроме деловых связей здесь устанавливают дружеский контакт.

В разных книгах по нетворкингу классификации не совпадают. Дарси Резак в «Связи решают всё» предполагал, что настоящий нетворкинг направлен на помощь другим людям без ожиданий чего-то взамен. А Кейт Феррацци в «Никогда не ешьте в одиночку» утверждал, что нетворкинг — это исключительно взаимная выгода. Здесь всё зависит от целей и принципов конкретного человека.
Поддержка профессиональных связей
Множество рекомендаций по нетворкингу в тематических книгах связаны именно с ситуацией знакомства. Один из главных советов для нетворкинга: подготовить краткий рассказ о себе, который заинтересует собеседника. Забыть о профессиональных должностях и сосредоточиться на том, чем вы можете быть полезны. Например, «Я делаю понятые презентации, чтобы бизнесу было проще рассказывать о себе заказчикам и партнерам».

Среди других советов: соблюдать правила вежливости, внимательно слушать, но и не забывать рассказывать о себе. Всё это помогает коротко поговорить с незнакомцем и произвести хорошее впечатление.
После обмена контактами важно поддерживать общение, и это может быть непросто. Например, интроверту неловко первым начать разговор и напомнить о себе. А занятые люди часто не могут выделить время на переписку с новым знакомым и теряют контакт.

Профессиональные связи требуют такого же труда, как и дружеские. Обычно люди не забывают дни рождения друзей и идут на общие встречи, даже если хочется остаться дома с сериалом. Нетворкинг работает похожим образом. Например, интроверт, который теряется в больших компаниях, может предложить новому знакомому встретиться за чашкой кофе. А занятой человек выделить в графике время на звонок. Другой вопрос — что обсуждать, когда разговариваешь с малознакомым человеком.

Поддерживать связь проще, если заниматься общим проектом, волонтерским или разовым. Еще один вариант — совместное обучение, например онлайн-курсы. Тогда точно будет общая тема для разговора, и знакомые останутся на связи: ведь они говорят о вещах, которые значимы для каждого из них.

В интервью Томору Зин первый инвестор компании Александр Хвостенко рассказывал о знакомстве с Денисом Балюрой. Александр работал в Лайк-центре, а Денис предложил создать чат-бота для мероприятия «Концентрат». Бот делал рассылки и помогал участникам ориентироваться в пространстве. Когда этот проект закончился, Александр и Денис начали искать возможности для нового сотрудничества. Так появился Томору.

Специалист может коротко проконсультировать партнера или выполнить несложную работу. Тогда потребуется не так много времени.

Например, руководитель эйчар-отдела Томору Ксения Кремнева рассказала, что впервые увидела руководителя Томору на конференции, а потом смогла с ним немного поработать. Денис разработал робота для мероприятия о здоровом образе жизни «Фит лав», а Ксения была в команде, которая писала фразы для робота. Позже она пригласила Дениса выступить перед студентами в студенческой школе маркетинга «Селекция», которую курировала.

В онлайн-нетворкинге налаживание связей через сотрудничество тоже работает. Например, в телеграме есть множество профессиональных чатов. Их участники обсуждают проблемы и особенности специальностей, в некоторых выкладывают вакансии. Участвовать в обсуждении может быть полезно и менее нервно, чем на офлайн-встречах.
Скриншот диалога в телеграм-канале. Бывшие соученики обсуждают, где можно публиковать портфолио
Пример диалога бывших учеников онлайн-курсов в телеграм-чате. Источник: чат «Научим писать»
В любом случае нетворкинг развивает сотрудничество и помогает решать общие дела. Нетворкинг не всегда перерастает в дружбу, но такое общение тоже может быть интересным и приятным. Правда, для этого потребуется время.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru