Как с помощью роботов и ботов персонализируют маркетинг
Рассылки, в которых компании обращаются к людям по имени, открывают на 20% чаще, чем без обращений. Всё дело в персонализации. Получатели охотнее вовлекаются в диалог с компанией, более лояльны к ней, если чувствуют к себе интерес.

Чтобы сделать рекламу более личной, маркетологи придумывают разные формы персонализации. Разбираемся в статье, что же такое персонализация и как использовать ИИ в маркетинге, чтобы сделать продажи персонализированными.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое персонализированный маркетинг и как он работает
Три человека заходят в обувной магазин: женщина, мужчина и мальчик. Продавцы подходят к ним и всем предлагают женские туфли 37 размера. Женщине предложение нравится, она примеряет обувь и покупает ее. А мужчина с ребенком уходят ни с чем, так как в их потребности продажники попасть не смогли. Так работает маркетинг, когда он не персонализирован.

Теперь разберем другой пример. Те же самые люди приходят в магазин одежды. Мужчина жалуется, что у него износился старый костюм, — ему дают новые брюки и пиджак. Мальчику нужна форма на физкультуру — ему консультант приносит удобные штаны и футболку. Женщина говорит, что собирается на праздник, и ей показывают элегантное вечернее платье. Все трое уходят с покупками. Так работает персонализированный маркетинг.

Персонализированный маркетинг и реклама — это способ говорить с целевой аудиторией на одном языке и предлагать ей именно то, что нужно. Как правило, такой вид маркетинга используют в интернет-рекламе, потому что в онлайне легче найти покупателей и определить их потребности с помощью искусственного интеллекта.
(Сколько всего клиентов на конец периода — Количество новых клиентов за период) / Количество клиентов на начало периода
Магазин «Холлишоп» делает индивидуальную рассылку для каждого клиента. Сервис собирает товары, которые просматривал пользователь на сайте, и присылает подборку с напоминанием купить их. А еще на их основе генерирует подборку дополнительной косметики под предпочтения человека
Примеры персонализированного маркетинга встречаются в чатах мессенджеров и в электронной почте, таргетированной и контекстной рекламе, на развлекательных сайтах и даже при обзвонах голосовыми роботами. Если на почту приходит сообщение от интернет-магазина о начале распродажи — это массовая рассылка, а если уведомление о скидках и подборка товаров, которые понравились пользователю, — персонализированная.

Персонализация помогает организациям привлекать внимание покупателей, выделяться среди однообразной рекламы и чаще доводить людей до покупки. Когда клиент видит рекламу, где обращаются именно к нему и закрывают его личные потребности, он с большей вероятностью на нее кликнет и оформит заказ.
Как нейросети помогают бизнесу персонализировать маркетинг
Простые технологии ИИ в маркетинге работают уже давно. Еще семь — десять лет назад в контекстной рекламе начали применять разные инструменты с персонализированным подходом.
Например, один пользователь вводит в поисковике запрос «Ремонт двухкомнатной квартиры под ключ», ему показывают рекламные объявления с компаниями, которые продают эту услугу. Он переходит на лендинг и в заголовке видит свой же запрос.

Если бы на сайт зашел другой пользователь по запросу «Косметический ремонт студии», он бы обнаружил свой заголовок. Такой метод называется динамической подстановкой: когда заголовок на сайте подстраивается под запрос посетителя.

Без подстановки оба клиента перешли бы на сайт и получили одинаковый общий заголовок: «Ремонт квартир». Но благодаря персонализированному маркетингу у пользователей появилось ощущение, что предложение сделано именно для них.

Умная система сопоставила ключевые слова, которые люди ввели в поисковой строке, и подтянула их в информацию на лендинге.
В основе персонализированного метода лежат два принципа: анализ данных и сегментирование. Каждую секунду люди переходят на страницы сайтов и оставляют информацию о себе: что они просматривали, какой продукт положили в корзину, на каких страницах побывали, где не завершили оформление заказа. А еще искусственный интеллект анализирует пол, возраст, интересы посетителей. Эти сведения собирают в базу данных и обрабатывают. После обработки маркетолог или другой специалист компании приступают к сегментированию или, другими словами, к разделению людей на группы по определенным признакам.

К примеру, бренд хочет сделать специальную акцию на модные молодежные украшения. Среди клиентов компании есть женщины и мужчины в возрасте 18−45 лет, но целевая аудитория именно для этого предложения — девушки в возрасте 18−23. Только им нужно отправлять сообщение о спецпредложении. Тогда маркетолог берет базу, выделяет нужный сегмент, составляет для него рекламный текст, создает картинку и делает рассылку. Вот так получается персонализированная реклама. По такому же принципу выпускают рекламу, которая «догоняет» пользователей: например, если он посмотрел духи на сайте, ушел без покупки, а этот парфюм ему транслируется в баннере с призывом завершить покупку.
Два скриншота с рекламными объявлениями на сайте Дзена
Два скриншота с рекламными объявлениями на сайте Дзена
На верхней картинке пример неперсонализированного маркетинга: предложение общее, оно рассчитано на любую аудиторию. Нижняя картинка более индивидуальная. В ней магазин «Золотое яблоко» предложил товар, которым недавно интересовался покупатель
Работа ИИ в маркетинге для персонализации порой совсем незаметна. Искусственный интеллект работает с big data: обрабатывает их, систематизирует и записывает для использования. Пока человек серфит по интернету, за ним следят нейросети и обрабатывают данные, которыми потом будут пользоваться компании.
Скриншот рассылки в вотсапе, на котором подписчика поздравляют с днем рождения и дарят скидку
На картинке пример ИИ рассылки в маркетинге. Система отслеживает информацию с датами рождения клиентов и поздравляет их. Рассылка выглядит еще более персонализированной, так как к клиенту обращаются по имени
Но сбором данных и автоматизацией помощь нейросетей в персонализации не заканчивается. Чтобы сделать предложения более направленными, соответствующими ожиданиям людей, нужно использовать подходящие тексты и картинки. Для этого маркетинговый отдел использует ботов. Они могут написать текст для рассылки в вотсапе, создать яркую картинку, а еще настроить автоматические оповещения и сообщения, например поздравления с днем рождения.
Скриншот запроса в чат Джипити с просьбой написать рекламный текст для часов
Можно попросить нейросеть сделать рекламный текст для определенной аудитории. Бот Джипити набросает основу, из которой уже специалист соберет индивидуальное предложение
При персонализации нужно помнить, что нейросети — это только инструмент, который позволяет автоматизировать процессы, сделать выборку, составить сообщение. Но сама аналитика, выбор аудитории, ее сегментирование и работа с ней — задача маркетолога.
Как с помощью голосовых роботов персонализировать обзвон клиентов
Применение ИИ в маркетинге становится более глубоким. Хотя в основном персонализация используется именно в текстовом контенте — письмах, пуш-уведомлениях, чатах — ее можно применять и в других сферах. Например, при обзвонах.

В Tomoru мы используем умных голосовых роботов для продаж, записи на собеседования, сбора обратной связи. И во всех этих случаях тоже есть персонализация. Разберем на примере, в чём она проявляется.
Представим, что у человека раздается телефонный звонок. Он берет трубку, и собеседник-бот начинает вещать ему монотонным голосом: «Вам одобрен кредит…» Человек раздраженно сбрасывает и больше не хочет иметь дела с навязчивым банком.

Другая ситуация. Вновь звонит телефон. Человек берет трубку, и бодрый голос здоровается с собеседником по имени. Абонент приветствует в ответ и продолжает слушать. Затем тот же голос говорит, что банк предлагает дебетовую карточку для студентов с высоким кешбэком на развлечения, еду и транспорт. Оказывается, что собеседнику 19 лет, он учится в университете. Предложение его заинтересовало, и студент просит скинуть ему подробности в мессенджер. Ему отправляют информацию, а через неделю студент оформляет карточку.

Во втором разговоре человек разговаривал с роботом — умной системой, которую настроили на персонализацию и личное общение с людьми.
В первой ситуации массовый обзвон не попал в целевую аудиторию. Плюс робот, который проводил обзвон, был простым и выдавал реплики независимо от поведения и ответов собеседника. Во втором случае действовал умный робот, который гибко реагировал на то, что говорил клиент, адаптировался и даже сам отправлял нужную информацию.

Голосовые роботы Томору с искусственным интеллектом умеют персонализировать разговоры, делать их более живыми и приводить людей к нужной цели. Они помогают повысить конверсию в продажи, отстроиться от конкурентов и открыть новый эффективный источник привлечения клиентов — обзвоны.

А еще использование ИИ в маркетинге для персонализации помогает сделать общение с клиентом более душевным, привлечь внимание покупателя и улучшить свою репутацию. С его помощью компаниям проще выделиться на фоне однообразных промоакций, повысить доверие людей к бренду и расположить к себе новую аудиторию.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru