Треугольник Карпмана «Агрессор — жертва — спасатель» — это поведенческий паттерн, то есть сценарий, которому следуют люди независимо от своего желания. Все роли в треугольнике стремятся не решать проблему, а сохранять свою позицию. То есть жертве комфортно оставаться беспомощной и перекладывать ответственность на других, спасателю выгодно сдерживать жертву, заниматься ее спасением и не давать ей ничего делать самой, а агрессору приятно травить жертву, занижать ее самооценку, но не решать вопросы, в которых он обвиняет жертву. Движение по драматическому треугольнику в рабочих отношениях мешает команде развиваться, справляться с проблемами в бизнесе и даже тормозит процессы в компании.
Поэтому, если человек попал в треугольник Карпмана «Жертва — спасатель — агрессор», ему нужно пытаться из него выйти. Работа с треугольником Карпмана заключается в том, чтобы дистанцироваться от навязанной роли и оборвать с ней связь.
Основная техника выхода из треугольника Карпмана —
осознание, что человек в него попал, и анализ того, какую роль и почему он для себя выбрал. В личных отношениях с разрешением ситуации поможет психолог, так как треугольник может быть следствием разных семейных проблем. В рабочих вопросах специалисты рекомендуют
проводить аудит эмоциональных и функциональных задач. К функциональным задачам относятся те, что входят в обязанности работника: