Что такое треугольник Карпмана и как он работает в бизнесе
В рабочих отношениях возникают те же проблемы, что в личных и семейных. Между сотрудниками случаются конфликты, недопонимания, конкуренция, и их взаимоотношения нередко соответствуют психологическим моделям. Например, треугольнику Карпмана. В статье рассказываем, что это такое, как работает треугольник и как участникам выйти из своих ролей.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое треугольник Карпмана
Треугольник Карпмана, или драматический треугольник, назван так в честь своего автора — американского психотерапевта Стивена Карпмана. Его теория заключается в том, что взаимоотношения людей движутся по треугольнику, где у каждого своя роль: жертва — спасатель — преследователь. Эти роли предполагают модели созависимого поведения, которыми руководствуются люди в разных ситуациях.
Схема треугольника Карпмана с вершинами жертва, спасатель, преследователь
У каждой роли есть свои характеристики и сценарий, по которому действует персонаж. При этом вместе три участника составляют единую систему
Разберем каждую роль подробнее.
Жертва — человек, который склонен к инфантилизму, страдает и не пытается найти выход из сложившихся обстоятельств. Жертва часто жалуется на жизнь, трудности, обвиняет в своих проблемах всех вокруг и не берет ответственность за свои действия.

Спасатель — тот, кто стремится спасти всех. Он тратит силы на спасение и защиту людей, даже если они этого не просят, и подпитывает таким альтруизмом чувство собственной значимости и удовлетворения. Спасателю надо кого-то спасать, поэтому он ищет беспомощного человека — жертву.

Преследователь, он же агрессор или тиран, — эта роль предполагает доминирование, критику и угнетение. Преследователи во всём ущемляют жертву и стараются встать выше нее.
Жертва — основная роль, которая запускает механизм треугольника. Своими действиями жертва провоцирует агрессора обвинять и наказывать ее, а спасателя — защищать и решать проблемы за нее.

Роли в треугольнике Карпмана не статичны. С разными людьми или в разных ситуациях один и тот же человек может перемещаться по треугольнику и примерять на себя разные образы — от жертвы до преследователя.

Классический треугольник Карпмана — это поведение близких людей в межличностных отношениях: родителей и детей, мужа и жены, братьев и сестер, бабушек и внуков. Например, в детстве мама всячески опекала сына и выступала в роли спасателя, говорила ему, что он ничего без нее не сможет, что если бы не мама, он бы пошел по кривой дороге. Сын принимал это и выступал в роли жертвы. Когда он повзрослел, роли поменялись: мама не смогла отпустить взрослого сына и приняла позицию жертвы. Теперь сын начинает опекать мать и становится для нее спасателем.
Как возникает треугольник Карпмана в бизнесе и рабочих отношениях
Треугольник Карпмана «Жертва — спасатель — преследователь» проявляется и в рабочих отношениях между коллегами, сотрудниками и руководством, партнерами, клиентами и продавцами.
Представим ситуацию. В офисе есть два менеджера по продажам. Один — более опытный Миша, а другой — молодой Денис, который пришел три месяца назад. Миша курирует молодого сотрудника и отвечает за него как за друга. Но у младшего коллеги постоянно что-то случается: то он потеряет отчет, то сломает факс в офисе, то опоздает на работу. Каждый раз Денис ищет оправдания и жалуется на то, что виноват не он, а обстоятельства: девушка бросила, кредиторы замучили, жизнь плохая. Миша жалеет коллегу и всё время прикрывает его перед начальством. В этой ситуации Денис — жертва, которая не берет на себя ответственность и позволяет решать свои проблемы более опытному коллеге, а Миша — спасатель, так как он постоянно прикрывает Дениса.

Спустя еще полгода Дениса повышают на работе, а Миша остается на своей должности. Миша злится, что Дениса повысили, хотя это место должен был занять он. И вообще он помогал от чистого сердца, а Денис даже не замолвил за него словечко перед начальством. В результате Миша начинает вымещать злобу на Денисе и превращается в агрессора: постоянно провоцирует его, саботирует рабочие задачи и выставляет Дениса некомпетентным. Это пример треугольника Карпмана в работе.
В отношениях покупателя и продавца тоже может возникать треугольник. Например, покупатель приходит в магазин с проблемой и впадает в жертвенное состояние: «Ничего не могу выбрать, у меня лапки, решите за меня». Продавец попадает в позицию спасателя и начинает выбирать за покупателя.
Скриншот переписки с покупателем, в которой покупатель становится в позицию агрессора и обвиняет продавца
Когда клиент недоволен, менеджер может стать жертвой, которую будут обвинять
Покупатель берет товар по совету продавца. Если продукт чем-то не угодит клиенту, тот может из жертвы перейти в состояние агрессора: переложить ответственность за свое решение на продавца и обвинить его в неправильной рекомендации. А потом подключается начальник и начинает решать конфликт за продавца — по сути, он становится спасателем.
Как выйти из треугольника Карпмана
Треугольник Карпмана «Агрессор — жертва — спасатель» — это поведенческий паттерн, то есть сценарий, которому следуют люди независимо от своего желания. Все роли в треугольнике стремятся не решать проблему, а сохранять свою позицию. То есть жертве комфортно оставаться беспомощной и перекладывать ответственность на других, спасателю выгодно сдерживать жертву, заниматься ее спасением и не давать ей ничего делать самой, а агрессору приятно травить жертву, занижать ее самооценку, но не решать вопросы, в которых он обвиняет жертву. Движение по драматическому треугольнику в рабочих отношениях мешает команде развиваться, справляться с проблемами в бизнесе и даже тормозит процессы в компании.

Поэтому, если человек попал в треугольник Карпмана «Жертва — спасатель — агрессор», ему нужно пытаться из него выйти. Работа с треугольником Карпмана заключается в том, чтобы дистанцироваться от навязанной роли и оборвать с ней связь.

Основная техника выхода из треугольника Карпмана — осознание, что человек в него попал, и анализ того, какую роль и почему он для себя выбрал. В личных отношениях с разрешением ситуации поможет психолог, так как треугольник может быть следствием разных семейных проблем. В рабочих вопросах специалисты рекомендуют проводить аудит эмоциональных и функциональных задач. К функциональным задачам относятся те, что входят в обязанности работника:
подготовить отчет;

запустить рекламу;

ответить на почту.
К эмоциональным:
добиться одобрения руководителя;

получить признание коллег;

повысить статус в коллективе.
Треугольник цепляется за эмоциональные задачи. Когда, например, человек хочет получить одобрение среди коллег и становится ударником производства: жертвует личными интересами, помогает всем на работе, задерживается допоздна. То есть принимает на себя роль спасателя. Или когда начальник начинает тиранить подчиненных, чтобы самоутвердиться.

Если определить свой сценарий, можно понять, как не надо действовать, но это требует времени и внешней помощи — коллег, начальства, а иногда и психолога.

В продажах выйти из треугольника помогает дистанцирование. Не нужно давать ложных обещаний клиенту или делать выбор за него. Всеми действиями нужно показывать, что последнее решение именно за клиентом и он несет за него ответственность.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru