Что такое MVP

MVP — minimal viable product, или минимально жизнеспособный продукт. Это тестовая версия продукта с ограниченным набором функций, которая при этом может решать какую-то задачу пользователя. Интерфейс, функции, внешний вид при этом могут быть недоработанными, главное — решить проблему так, как это до сих пор не делали конкуренты. Подробнее о том, что такое МВП и как его запустить, рассказываем ниже.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
МВП помогает тестировать гипотезы
Например, компания запускает новый продукт и не знает, будет ли на него спрос. Чтобы не рисковать бюджетом на разработку чего-то многофункционального или на масштабные маркетинговые кампании, можно начать с черновой версии.
Вотсап создали в 2009 году. Тогда в нем нельзя было даже отправлять сообщения, только ставить статусы в профиле. Со временем разработчики заметили, что люди используют их для общения с друзьями. Так приложение превратилось в мессенджер. Сейчас в нем не только обмениваются сообщениями, но и публикуют истории, создают бизнес-профили для взаимодействия с клиентами, внедряют чат-ботов.
В 2009 году мессенджеров было мало, поэтому Вотсап в формате МВП справился со своей задачей: дал пользователям возможность быстро общаться с людьми из списка телефонных контактов. За это ему прощали недоработки функций и интерфейса.

В этом суть МВП: он не должен быть сделан плохо. Продукт может иметь на первых этапах баги и проблемы, но их нужно дорабатывать. Получается, что для запуска МВП требуется гипотеза. Затем ее тестируют минимальными усилиями → собирают обратную связь от покупателей → докручивают продукт на основе их пожеланий. И так постоянно.
Запуск МВП проходит по-разному
Любой продукт в бизнесе можно запустить как МВП. Например, открыть предзапись, а потом уже готовить курс в эдтех-сфере. Или начать печь торты для друзей и знакомых, а не сразу открывать сеть кондитерских. Или выкатить тестовую версию приложения, собранного разработчиками на аутсорсе, вместо того чтобы собирать целый айти-отдел.

Общая схема запуска выглядит так:
изучить аудиторию, ее боли и запросы. Например, через опросы выяснить, что большинство фрилансеров города, в котором нет коворкингов, хотели бы работать вне дома;

предложить ключевую ценность. На месяц арендовать помещение под коворкинг, оборудовать его необходимым минимумом: столами и стульями, розетками, роутером, кулером с водой.
Если это не стартап, а действующий бизнес, такая схема тоже подойдет, только с выбором ключевой ценности будет сложнее. Нужно изучить конкурентов и понять, что можно предложить такого, чего не делали другие.

У нас есть более подробная статья о тесте продукта с МВП — ее помогла написать Дарья Харченко, программный директор Центра продуктовой трансформации ФРИИ. Там мы на примерах рассказываем, как минимально жизнеспособный продукт помогает тестировать коммерческие гипотезы.