Искусственный интеллект в найме: как роботы меняют подход к подбору персонала
Наём сотрудников — это процесс, когда в компанию набирают специалистов и помогают им адаптироваться на новом месте. Обычно этим занимаются эйчар-специалист или прямые руководители. Процесс найма состоит из разных этапов:
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
посмотреть отклики на вакансию, а их может быть двести-триста;

отобрать из них подходящие по параметрам и опыту;

позвонить соискателям и пригласить на собеседование. Их может быть несколько, а еще в процессе кандидатам нередко предлагают тестовое задание;

сообщить о результатах собеседования;

помочь новому сотруднику в адаптации.
В работе эйчара много рутинных задач, например обзвонить тысячу кандидатов или выбрать несколько резюме из потока. Справиться с такими задачами помогает искусственный интеллект — компьютерная программа: она работает по специальным алгоритмам, которые похожи устройством на нейроны человеческого мозга.

Система умеет принимать решения на основе тех данных, которые в нее заложены. Искусственный интеллект распознает речь людей и общается с соискателями, анализирует информацию, учится и даже шутит. Чем больше программа учится, тем она умнее, а потому может выполнять больше задач.

Искусственный интеллект применяют в различных сферах, например в медицине, образовании, финансах. Вне зависимости от сферы, ИИ помогает эйчарам нанимать сотрудников на работу.
Зачем нужен искусственный интеллект в подборе персонала
Искусственный интеллект работает с огромным объемом информации, из которого он выбирает нужные данные. Он способен подобрать из тысячи резюме те, что подходят под условия вакансии.

Рассмотрим на двух примерах, как человек и робот справляются с рутинными задачами:
обработка откликов вручную — чтобы рассмотреть 2000 откликов, менеджеру понадобится 33 часа. При восьмичасовом рабочем дне эти обязанности займут четыре дня и два часа. Робот справится с этой задачей за один-два часа;

обзвон кандидатов — чтобы специалисту позвонить 2000 соискателям, нужно 6000 минут, а это 100 часов, или 13 рабочих дней. Умный голосовой робот обзванивает такое количество кандидатов за один час.
Умному роботу можно поручить все этапы найма, где есть рутина:
первые звонки соискателям;

опросы по чек-листам;

первичное тестирование и проверку результатов;

отправку информации в смс, вотсапе или на почту;

рассказ о вакансии, зарплате, условиях работы;

приглашение на собеседование.
Если робота подключить к crm-системе, он будет передавать все данные туда, а затем актуализировать их. Набор кадров и делопроизводство станут автоматизированными и полностью продуманными. Например, робот не отсеет резюме, если оно не подходит только по одному параметру. Допустим, если стаж работы меньше нужного, но у кандидата подходящие навыки, робот заметит такое резюме и передаст менеджеру для дальнейшего рассмотрения.
Как работает искусственный интеллект в рекрутинге
В рекрутинге нужны умный голосовой робот и чат-бот:
умный робот — программа с искусственным интеллектом, которая умеет общаться как человек. ИИ не умнее человека, но алгоритм может обрабатывать одновременно тысячи источников;

чат-бот — текстовая программа, которая быстро распознает печатный текст и отвечает на него. Его встраивают в мессенджеры, соцсети, сайты.
Умный робот звонит клиентам, узнает об актуальности вакансии и приглашает на собеседование. Например, в Томору сначала с соискателями говорит умный голосовой робот, а затем подключается чат-бот.

Робот или чат-бот с искусственным интеллектом могут работать вместе. Рассмотрим на примере Томору, как можно выстроить наём с помощью ИИ:
все отклики на вакансию попадают в crm-систему, в которой собирается и хранится информация о каждом контакте;

эйчар дает роботу задачу — обзвонить всех кандидатов по откликам и уточнить, ищут ли они еще работу;

если человеку интересна должность, робот рассказывает о компании и вакансии, отвечает на вопросы и присылает соискателю ссылку на чат-бота;

бот запрашивает данные кандидата — имя, контакты, опыт, навыки. Программа отвечает за секунды, не грубит, не уходит на обед и выходные;

все данные чат-бот передает в crm-систему;

эйчар анализирует данные, которые собрал искусственный интеллект, и решает, кого пригласить на собеседование;

умный голосовой робот звонит кандидатам и приглашает их на собеседование;

если человек прошел собеседование, он проходит тестирование в чат-боте и после этого выходит на работу.
Еще в Томору подключили виртуального ассистента на основе нейросети, чтобы тот помогал HR. Нейросеть ведет кандидатов по всем этапам найма, отвечает на типовые вопросы и освобождает менеджеру время для более продуктивной работы.

После выхода на работу у нового сотрудника начинается период адаптации. В это время у него постоянно возникают вопросы, например как получить доступ к документам или к кому обратиться за помощью. Когда компания крупная, всё время рассказывать одно и то же эйчары не могут, и тогда снова выручает чат-бот. Новый сотрудник может отправлять ему запросы и получать ответ в виде статей и развернутых пояснений.

ИИ может делать за эйчара рутинную работу, но не заменит человека, кадровиков и не сможет принимать решения о найме. В любом случае это остается за человеком.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru