Что такое методология Agile и когда ее использовать

Agile — это набор гибких правил и подходов в работе, которые помогают управлять проектами и решать задачи небольшими циклами или итерациями. Каждый цикл заканчивается готовым продуктом или готовой рабочей частью продукта. В команде все участники проекта равноценны и работают в одном пространстве.

Клиент тоже включен в работу и видит продукт на каждом этапе. Если у заказчика есть замечания, разработчики вносят их на том же этапе, на котором работают над задачей проекта. Поэтому каждая итерация заканчивается готовым продуктом или готовой частью продукта.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Манифест и принципы аджайла
В 2001 году в штате Юта группа разработчиков программ сформулировала четыре идеи и написала манифест с принципами нового способа управления разработкой программного обеспечения. Сами принципы не новые, но разработчики собрали их и систематизировали.

Идеи Agile:

люди и отношения важнее задач и инструментов;


процесс работы над проектом важнее рутины с документацией;


сотрудничество с клиентами важнее, чем формальные отношения;


важно уметь быстро реагировать на изменения в проектах и задачах.

.

В манифесте нет практических советов по ведению проектов по системе аджайл, но есть принципы, на которые можно опираться:

постоянно отдавать программы заказчикам;


если заказчик меняет требования к программам даже перед завершением работы, надо работать с этими требованиями;


отдавать работающие программы в короткие сроки;


общаться с заказчиком каждый день, пока идет работа над проектом;


лучший способ общения с работниками или заказчиком — личные встречи;


работать с единомышленниками и создавать для них условия, которые помогут расширять и углублять знания и развиваться как профессионалы;


чем больше работающих программ, тем успешнее разработчики;


гибкий подход в разработке программ помогает развиваться разработчикам;


уделять внимание качеству в технических разработках и дизайне;


способность не делать лишнего — важный навык управления;


самоорганизованные команды создают лучший дизайн;


каждый работник команды сам выстраивает рабочий процесс и думает, как повысить эффективность.

.

В системе Agile важна обратная связь с заказчиком на протяжении работы над проектом. Это позволяет заказчику вносить изменения на каждом этапе, а команде — менять часть программы и выпускать продукт, который устраивает заказчика. Когда заказчик получает продукт, который не видел, его может не устроить результат, и команде придется переделывать уже готовый продукт. Изначально Agile создали для разработки программ, а со временем стали использовать идеи в проектах разных направлений.

Если объяснять, что такое Agile, простыми словами, то это подход к выполнению проектов, который помогает выстраивать работу. Поэтому на основе этой идеологии появились методологии — инструменты для реализации использования аджайла, например скрам, канбан, XP, DSDM или метод разработки динамических систем. Рассмотрим подробнее самые популярные — скрам и канбан.
Scram — одна из методологий аджайла
Scram — это методы, которые помогают выстроить работу с клиентами небольшими циклами от двух недель до месяца. Вся работа строится на доверии, открытости и предсказуемости, когда клиент и заказчик вовремя сообщают, что им не нравится или что надо поправить. В Scram не получится работать, если одной из сторон важно на каждом этапе работы подписывать бумаги, согласовывать с бухгалтерией оплату по часам. Потому что клиент вовлечен в работу, видит, как продвигается каждый этап, и ему не надо следить за разработчиками через отчеты.

Скрам включает три принципа: прозрачность, проверка и адаптация. Прозрачность в работе с клиентом — когда клиент видит результат на каждом этапе и может вносить замечания. Поэтому после каждого цикла работы получается готовый продукт, который устраивает заказчика и готов к работе.
Проверка нужна, чтобы понять, как работает команда: хватает ли сотрудников, все ли нужные инструменты есть. Это нужно, чтобы выяснить, где и что можно улучшить и развить, а значит, вывести команду и компанию на более высокий уровень. Например, узнать у сотрудников про их потребности на работе и сделать место работы удобнее — организовать обеды или транспорт до офиса.

Адаптация — это процесс, когда компания внедряет новшества, необходимость в которых выявила при проверке.

Вот как работает скрам.

Есть задача, под которую собирают команду. Как правило, на одном проекте работает 5−10 человек: это владелец продукта, он же заказчик; скрам-мастера, то есть люди, которые следят за выполнением задач и сроками; разработчики — те, кто будет создавать программу или продукт.


Задачу разбивают на этапы и временные отрезки, за которые эти этапы будут готовы. А общее время, которое команда потратит на проект, называется спринт. Спринт делится на несколько этапов.


Команда разрабатывает бэклог продукта — это то же самое, что техническое задание. В бэклоге прописывают задачи от важных до самых простых и проставляют время, которое готовы потратить на решение.


Каждый день команда проводит планерки или митинги, стендапы, где обсуждают три вопроса: «Что делали вчера?», «Что планируете делать сегодня?», «Почему не получилось выполнить задачу раньше?» Ответы на эти вопросы помогают лучше разобраться в проблемах, которые мешают вести проект.


После каждого этапа команда подводит итоги и решает, что получилось и можно ли показывать продукт. Такие промежуточные итоги называются инкрементами.

.

Но система может не сработать, если неправильно подобрать команду или, например, заказчик решит не участвовать в разработке продукта.
Канбан — метод визуализации проектов
Канбан — еще один подход, который реализует принципы Agile и помогает визуализировать работу над проектом. Слово «канбан» японское и означает «визуальный сигнал». Термин придумали специалисты в компании «Тойота», чтобы реализовать принцип бережливого производства. Они создали доску, куда прикрепляли карточку с названиями материала и куда этот материал идет. Когда материал заканчивался, они заказывали у поставщиков новый. Так этот метод перешел в разные направления, и сейчас им пользуются программисты, маркетологи, менеджеры по продажам.

У метода канбан есть четыре принципа и шесть практик методологии.

Четыре принципа:

Начать сейчас. Прежде чем вводить новое, сначала надо проанализировать, что работает в текущих процессах, а что не очень.


Постепенно вводить изменения. Согласно этому принципу, нельзя резко вносить изменения в процесс, к которому привыкли сотрудники и руководство. Новый метод вводят постепенно, в удобном для людей темпе и наблюдают, как это влияет на работников, взаимодействие с клиентом и конечный продукт.


Уважать сотрудников, их должности и обязанности. Метод канбан не призывает к изменениям в кадрах, поэтому не нужно менять команду. Лучше вносить изменения с теми сотрудниками, которые есть, обучать их, давать возможность поработать с новыми правилами. Работники со временем смогут рассказать, какие новшества не очень хорошо работают, а какие сделали работу лучше.


Поддерживать работников в их желании привносить новое. Не только руководство может предлагать новые методы, но и сотрудник на любой позиции должен иметь возможность внести новые идеи.

.

Также существует шесть методов, которые показывают, как можно применять канбан в работе.

Сделать наглядными рабочие процессы. Для этого создают доски с карточками — физические или виртуальные. По мере продвижения задач карточки переставляют на другие этапы.


Ограничить количество текущих задач. Если команда тянет пять задач, значит, надо заниматься ими, а потом брать новые. Не стоит нагружать команду — лучше поискать способы побыстрее закрыть незавершенные задачи.


Отслеживать поток работы. Следить, чтобы количество задач было посильно работникам, и решать сложности, которые могут помешать выполнить работу.


Прописывать четкие инструкции по работе с проектом. Важно, чтобы люди понимали, что от них хочет заказчик, где начало работы — пункт А, какая итоговая цель — пункт Б. Сам маршрут из пункта, А в пункт Б должен быть прописан подробно.


Получать обратную связь от работников и заказчиков. Чтобы понимать, как двигаются проекты, какие есть сложности, а с чем работники справились быстро, собирают планерки и обсуждают каждый вопрос отдельно. Можно получать информацию без планерки: например, работники могут составлять отчеты один раз в неделю или в месяц.


Развиваться команде и каждому сотруднику.

.

Помогают реализовать принципы канбан-доски. Доской можно пользоваться в реальном виде, например доской для маркеров или доской из пробки, или виртуальной — в любой программе типа Трелло, Асана, Jira.

Доски нужны, чтобы видеть процесс работы над проектом, и понимать, кто сейчас занимается задачей. В проекте обычно три основные колонки: «Что надо сделать», «В работе», «Готово». Остальные колонки можно добавлять по необходимости.

Рассмотрим программу «Трелло», в которой можно создавать карточки под каждый проект и перемещать их в зависимости от готовности. Сначала надо сделать доску в программе и завести карточки.
На доске можно менять фон и добавлять колонки.
На доске можно менять фон, добавлять колонки, если цепочка работы удлинится. Например, в этот проект со временем добавятся столбцы «Можно дорабатывать», «Корректору» и «Верстка»
В каждой карточке сотрудник или менеджер проставляют даты и метки о том, кто и что уже сделал по этой задаче, добавляют участников.
В карточку можно добавить вложения, даты выполнения задачи.
В карточку можно добавить вложения, даты выполнения задачи. Еще — сделать цветную обложку, чтобы выделить карточку
Каждое действие отражается в описании, и все, кто работает над задачей, видят, кто и когда двигал карточку или ее менял. Каждая карточка проходит путь от постановки технического задания до готовности задачи.
Когда использовать Agile
Система аджайл полезна любой компании, но все-таки есть условия. Ее стоит внедрять:

если в команде понимают суть методологии аджайл и готовы работать в ней или учиться этой гибкой системе. Понимают, зачем это надо и как можно применить модели и методы аджайла;


клиент хочет, чтобы процесс работы над проектом был прозрачным, и готов участвовать в обсуждении работы надо проектом на каждом этапе. Если клиент не готов работать по аджайл, а хочет поставить задачу и получить через определенное время готовый продукт, тогда надо поискать другую систему работы над проектом;


участники команды из разных отделов готовы работать вместе над одним проектом, встречаться каждый день на планерки или выходить на видеоконференции, чтобы обсуждать проект. Если между отделами компании есть разногласия или кто-то из команды не может быть на планерках, тогда стоит подобрать другой способ работы;


не хочется заниматься многостраничными отчетами. В системе аджайл один из принципов призывает к сокращению документации, чтобы не тратить на это много времени.

.

Во введении новых методологий или способов управления проектами лучше ориентироваться на команду, чтобы было комфортно работать.

Ещё больше статей

сотрудники
маркетинг
продажи
Мы ненавидим холодные звонки. И это наш важный канал продаж
Как голос робота влияет на продажи
Как грамотно и эффективно проводить обзвон клиентов

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru