Как создать телеграм-канал
Маша любит ходить по ресторанам, фотографировать блюда и описывать впечатления. Чтобы получать дополнительный доход, она решила завести блог в Телеграме. С его помощью Маша планирует рассказывать о любимых ресторанах в городе и брать заведения на рекламу. Но для этого ей надо запустить канал и монетизировать его. Рассказываем, как создать свой канал в Телеграмме.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое телеграм-канал и зачем он нужен
Канал в Telegram — это площадка, где автор может публиковать разный контент, например: новости, отзывы, рецензии, обзоры, сведения о продукте. Автором может быть обычный пользователь, который хочет делиться с людьми информацией. Или даже компания, которая хочет наладить общение с покупателями и продвигать услуги через мессенджер.

Согласно исследованию Mediascope, в 2023 году более 40% населения России использовали приложение Telegram хотя бы раз в месяц. А по данным TGStat, в русскоязычном Telegram зарегистрировано более семисот тысяч каналов и каждый четвертый пользователь подписан на более чем пятьдесят каналов.

Телеграм-канал — это подобие аккаунта в соцсетях: например, страницы Вконтакте или аккаунта в инстаграме (деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации.). Как и на других площадках, пользователи создают каналы и публикуют в них новости, видео, рассказы о себе. У каналов в Телеграме могут быть разные цели:

показать экспертные знания — например, маркетолог или редактор заводит канал, чтобы рассказывать, какой он классный эксперт, и таким способом привлекать больше клиентов;

продавать рекламу — есть каналы, которые созданы специально для продажи рекламы, например с подборками товаров на вайлдбериз и озоне;

продвигать продукт — канал помогает компаниям повышать лояльность аудитории, рассказывать подробнее об акциях, делиться новостями о новинках и получать от людей обратную связь. Например, косметический бренд ведет канал в Телеграме, где раскрывает особенности производства, рассказывает о продукции, которую выпускает, и делится акционными предложениями.
Скриншоты публикаций в каналах в Телеграме
Скриншоты публикаций в каналах в Телеграме
Скриншоты публикаций в каналах в Телеграме
На первом скриншоте показан личный телеграм-канал Людмилы Сарычевой, в котором она делится советами по редактуре, рассказывает о своей работе. На втором — канал с короткими новостями-заметками, которые выходят каждый день. На третьем — канал авиакомпании, в котором она знакомит подписчиков со своими предложениями
Изначально Телеграм позиционировал себя как мессенджер вроде Вотсапа, но со временем он начал адаптироваться и вырос в крупную платформу, где пользователи могут создавать каналы и группы по интересам, делиться новостями и продвигать себя и свои услуги.
Какими бывают телеграм-каналы
По набору функций телеграм-каналы практически не отличаются друг от друга: во всех каналах можно публиковать текстовый, аудио- и видеоконтент, делиться ссылками на сторонние ресурсы, писать лонгриды или короткие заметки.

Главное отличие каналов — в тематике. В зависимости от целей и характера контента, который публикует автор, каналы в Телеграме могут быть:

развлекательными — те каналы, где публикуют мемы, опросы, интерактивы, обзоры на книги, кино, музыку, лайфстайл-посты;

новостными — каналы, где администратор публикует новости из разных областей, например политики, маркетинга, рекламы, пиара. Выбор зависит от предпочтений автора;

экспертными, строящими личный бренд — каналы, которые авторы ведут от своего лица, чтобы показать себя как классного специалиста и успешного предпринимателя. Например, маркетолог ведет канал о маркетинге и рассказывает там о том, как он работает, в чём разбирается;

специализированными — каналы, которые направлены на решение определенных задач. Например, канал о грамотности, где разбирают популярные орфографические и пунктуационные ошибки, чтобы помочь копирайтерам, редакторам и контент-менеджерам писать грамотно;

брендовыми — каналы, которые ведутся от лица компании или бренда. Это способ получать обратную связь от людей, продавать свои услуги, рассказывать о своих товарах;

подборки — каналы, где делают подборки товаров, туров, услуг, других каналов в телеграме, чтобы люди находили нужную информацию;

вакансии — в этих каналах публикуют информацию о вакансиях, на которые могут откликнуться специалисты.

По доступности телеграм-каналы бывают публичными и приватными. Приватные — каналы, в которые можно попасть только по пригласительной ссылке. То есть просто так набрать в поисковой строке название канала и зайти в него не получится: нужно получить ссылку, перейти по ней и подписаться. Приватные каналы часто создают для внутренних целей. Например, это может быть канал отдела маркетинга компании, в котором публикуют корпоративные новости, график работы, даты проверок. Публичные каналы открыты для всех, можно поделиться ссылкой на них или найти по названию в поисковой выдаче.

Еще каналы могут быть с открытыми и закрытыми комментариями. В каналах с открытыми комментариями пользователи могут задавать вопросы под постами, выражать свое мнение или делиться впечатлениями. Каналы без комментариев больше похожи на журнал, в котором нельзя опубликовать обратную связь.
Скриншоты двух телеграм-каналов: слева с закрытыми комментариями, справа — с открытыми
Скриншоты двух телеграм-каналов: слева с закрытыми комментариями, справа — с открытыми
На левом скриншоте возможность комментирования закрыта для пользователей: подписчики могут только читать новости и ставить реакции на публикации. На правом скриншоте комментарии открыты: любой участник канала может оставить под постом обратную связь
Как правило, администраторы закрывают комментарии в канале, если им не важна реакция аудитории или если не хотят модерировать большой поток комментов. Так, часто каналы с закрытым комментированием встречаются среди новостных каналов, где не требуется обратная связь. А в брендовых, где под комментариями администратор может ответить на вопросы о покупке товара, комментарии, наоборот, открыты.
Как сделать канал в ТГ
Прежде чем создавать канал, нужно определиться с его тематикой и целями. В Телеграме множество каналов, которые пишут о кино, маркетинге, технологиях, делают обзоры на блюда в ресторане и разбирают косметику. Чтобы сделать тг-канал интересным для аудитории, надо понять, о чём писать, и проанализировать конкурентов.

Компаниям с готовым продуктом, который они хотят продвигать в мессенджере, проще: им ничего выбирать не нужно. Можно только продумать формат контента, рубрики, но основной ориентир — продукт — уже есть.

Авторам, которые просто хотят вести канал, надо проанализировать свои умения и возможности. Например, человек любит читать книги и рассказывать о них — тогда можно завести канал с рецензиями и обзорами книг. Другой — крутой пиарщик, которому есть что рассказать о профессии. Чтобы нащупать направление, нужно выписать свои умения, интересы и определиться с целью канала: например, продвигать себя как эксперта или работать с известными ресторанами. И в зависимости от этих вводных создавать канал.

После выбора тематики можно приступить к созданию канала. Для этого надо перейти в настройки и нажать кнопку «Создать канал»:
Скриншот в приложении Телеграма с меню настроек
В настройках можно создать канал или группу. Канал — это место, где посты может публиковать только владелец или администраторы с соответствующим доступом. А группа — это общий чат, где люди могут свободно разговаривать и делиться другими постами и информацией. Группы похожи на групповые чаты в вотсапе
После этого приложение предложит выбрать название канала, установить аватарку, сделать описание, присвоить каналу уникальное имя, выбрать, каким будет канал — публичным или приватным. Подсмотреть идеи для названия канала можно в нашей статье «Как назвать канал в Телеграме: идеи для старта».
Скриншот в приложении Телеграма с меню настроек
На старте нужно внимательно продумать подачу канала: его название, описание. Но главное — уникальное имя канала. Это должно быть емкое слово или фраза латиницей, которые будут зашиты в ссылку на канал. Уникальное имя поменять нельзя, поэтому выбирать его надо тщательно
Дальше остается публиковать контент. Это можно делать вручную или использовать чат-ботов, которые упрощают управление каналом. Например, есть боты для отложенных публикаций, с помощью которых можно оформить и запланировать посты. Есть боты для генерации и обработки картинок, проведения конкурсов, сбора заказов. Также можно использовать телеграм-ботов, чтобы получать статистику. Подробнее о ботах, которые помогают с ведением канала, можно прочитать в статье «12 чат-ботов с искусственным интеллектом для ведения Телеграм-канала».

Если канал ведет компания и с его помощью хочет привлекать клиентов, можно настроить чат-бота, привязать его к аккаунту менеджера и дать ссылку на него в телеграм-канале. Это робот с искусственным интеллектом, который умеет отвечать на вопросы клиентов, оформлять заказы и записывать людей на услуги. В Томору мы настраиваем таких ботов, чтобы повышать эффективность бизнеса.
Как монетизировать канал в Телеграме
Когда канал создан, можно подумать, как зарабатывать в Телеграм. Есть несколько способов, чтобы тг-канал начал приносить деньги. Вот какие:

публиковать рекламу — можно рекламировать другие каналы или компании. Например, в канале, где блогер разбирает косметику, рассказать о другом канале о косметике. Или прорекламировать новую банковскую карту в канале о маркетинге и бизнесе. Авторы каналов получают деньги за рекламную публикацию и таким способом монетизируют свой канал;

создавать контент по подписке — это распространено среди экспертов или в нишах, где есть сложный продукт, с которым нужно разбираться. Например, юрист может создать закрытый канал, где будет рассказывать, как правильно маркировать рекламу, разбирать распространенные кейсы и помогать подписчикам за ежемесячную плату. Или сделать скрытый пост, который можно прочитать только за донаты;

использовать для продвижения продукта — телеграм-канал так же, как и другие соцсети, используют бренды и компании. В каналах компании делятся интересными фактами, рассказывают о продуктах, делают скидки и продвигают потенциальных клиентов по воронке продаж;

продавать в канале экспертные навыки — это похожая история с продажей контента. Но в первом случае продается подписка на закрытый канал или информация из отдельной публикации. А во втором можно продавать личные консультации эксперта, курсы и мастер-классы.
Скриншоты постов в телеграм-канале «Света редачит, а могла бы...»
Скриншоты постов в телеграм-канале «Света редачит, а могла бы...»
Скриншоты постов в телеграм-канале «Света редачит, а могла бы...»
Редактор в своем канале «Света редачит, а могла бы…» берет на разбор определенный случай. Анонсирует его, и, если подписчикам интересно, они могут перейти по ссылке из поста и оплатить подписку на один пост или на месяц
Нужно понимать, что для монетизации канала над ним надо постоянно работать: набирать подписчиков, публиковать интересные материалы, закупать рекламу на сторонних площадках.

В отличие от страницы Вконтакте телеграм-каналы не могут расти органически. В Telegram нет рекомендаций, нельзя случайно наткнуться на новый канал. Чтобы люди подписывались, надо рекламироваться в других каналах, делать посты, которые пользователи и администраторы каналов захотят себе репостнуть, комментировать публикации каналов с похожей аудиторией.

Сколько администратор канала будет получать денег — зависит от размера канала, активности его аудитории, ценности. Например, канал с десятью тысячами подписчиков может цениться выше, чем с тысячей, так как рекламу увидит больше людей. Или, например, канал об особенностях работы сталелитейных заводов может цениться выше, чем канал о косметике. Так как о косметике пишет больше блогеров, чем о заводе, и, соответветственно, конкуренция там выше.

В среднем, 22,6% администраторов зарабатывают с телеграм-каналов от одной до пяти тысяч рублей в месяц, 18,2% — менее одной тысячи, 17,4% — более ста тысяч рублей в месяц.

Ещё больше статей

продажи
инструменты
роботы
Ценностное предложение (value proposition)
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу
Что такое джоб-оффер и как его написать

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru