Что такое скейлап
Чтобы получить большую долю рынка и стать лидером среди конкурентов, стартапу надо расти и развиваться. Эта фаза роста называется скейлап. Разбираемся, в чем ее особенности.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое скейлап
Мы уже рассказывали, что такое стартап, какие у него признаки и чем он отличается от традиционных компаний с долгой историей работы. Если вкратце, то под стартапом понимают молодую компанию с амбициозной идеей, которая обещает высокую прибыль и часто приносит пользу обществу. Создание такой компании, как правило, связано с неопределенностью и высокими рисками.

Так как постоянно молодой компания быть не может, то со временем, если рынок принял ее продукт, она должна развиваться и масштабироваться. Чтобы это было возможно, стартапу нужно занять стабильное положение:
собрать лояльную аудиторию;

обкатать продукт;

создать устойчивую организационную структуру, в которой будут налажены процессы, описаны обязанности и задачи сотрудников;

наработать базу контрагентов и поставщиков.

Когда компания проработала на рынке больше трех лет, выжила после стадии стартапа, наладила бесперебойное производство, отношения с партнерами и поняла, что ее продукт востребован, наступает стадия скейлапа.

Скейлап — это этап развития компании, на котором она старается увеличить прибыль и захватить долю рынка, набирает сотрудников и ищет новых поставщиков.

Скейлапами называют и сами компании, которые находятся на стадии активного роста. Это еще не крупные корпорации, которые завоевали рынок, но уже и не стартапы, что в любой момент могут провалиться. К скейлапам относятся Зум, Тиндер, Слак.
Преимущества и недостатки скейлапов
Если компания достигает высот и ее признают как значимого игрока на рынке, в нее начинают вливаться новые ресурсы: инвестиции, квалифицированные сотрудники. Специалисты с энтузиазмом хотят работать в скейлапах, так как в этот период у компаний уже есть перспективы, а рисков, что продукт не зайдет покупателям, меньше, чем у стартапа.

Вот какие особенности есть у скейлапов:
высокие заработные платы — бизнес на стадии скейлапа уже заработал деньги, чтобы привлекать кадры. При этом для быстрого масштабирования компании нужны квалифицированные сотрудники, поэтому оплата их труда может быть даже выше, чем у сотрудников корпораций;

гибкая оргструктура и культура — скейлап занимает более устойчивую позицию, чем стартап, значит, у компании уже налажены отдельные процессы, есть определенность и в то же время свобода в принятии решений;

есть команда экспертов в своей области — для развития компании привлекают признанных профессионалов индустрии, которые делятся опытом и привносят новое видение продукта.

Но на каждой стадии развития бизнеса есть свои проблемы. Скейлап не исключение. Этот этап ругают:
за не до конца отстроенные процессы — с одной стороны, это минус, так как у сотрудников могут возникать сложности в решении задач. Например, непонятно, кто за что отвечает в компании и какие обязанности на себя брать. С другой стороны, для руководителя отдела это может быть и плюсом, так как он сможет выстраивать структуру и работу отдела так, как удобно ему;

возможные переработки — часто сотрудникам скейлапов приходится перерабатывать, так как их компания быстро развивается и старается не терять время;

ключевая команда уже собрана. Во время стартапа есть шанс попасть в «золотую сотню» — состав участников, которые стояли у истоков компании и будут снимать сливки с ее доходов. Скейлап — менее рискованный проект, но и ключевые роли в нем уже заняты на стадии стартапа, соответственно, пробиться наверх будет сложнее.

На этапе скейлапа компания громко заявляет о себе и стремится завоевать рынок. Если ей это удастся, она может стать корпорацией и остаться лидером на долгие годы.
Зачем компаниям масштабироваться
Когда бизнес работает хорошо, нужно повышать его эффективность. Это поможет увеличить прибыль компании, открыть для продукта новые рынки, сократить издержки, например за счет закупки сырья более крупными партиями, повысить узнаваемость среди потенциальных клиентов, привлечь новых инвесторов и в конечном счете удержаться на рынке как можно дольше.

В фазе скейлапа бизнес растет высокими темпами и старается повысить эффективность работы.
Например, бренд, который создает инновационные наушники, сначала запускает продажу продукта в соцсетях. Люди заказывают его, проявляют интерес, количество запросов увеличивается.

После этого создатели бренда решают масштабироваться: нанимают больше сотрудников, чтобы увеличить партии товара, налаживают связи с новыми поставщиками, выходят на маркетплейсы, заключают контракты с розничными магазинами техники.

Так компании удается масштабироваться из штучного производства в крупное.

Похожий путь от идеи до скейлапа, а затем до корпорации проходили многие бренды, например Убер, Эпл, Спейс-икс. Они были новаторами и, когда их идея оказалась востребованной, смогли масштабироваться и захватить рынок. Например, выручка Убера в момент выхода на IPO в 2014 году составляла 495 млн долларов, в 2018 — 11,3 млрд долларов, в 2022 — 31,88 млрд долларов. В Спейс-икс сейчас работает больше шести тысяч сотрудников, хотя в начале пути, в 2006 году, их было сто шестьдесят.

Ещё больше статей

продажи
робот
маркетинг
Как умный робот помогает продавать в Sensei
Как мы подключаем роботов
Как голос робота влияет на продажи

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru