Как составить бизнес-план
Бизнес-план составляют предприниматели, которые только начинают бизнес. С его помощью можно просчитать затраты, окупаемость и придумать, как продвигать компанию и находить клиентов. Этот документ, как дорожная карта, помогает понять, с чего начать и куда двигаться.

Бизнес-план не привязан к сфере деятельности и масштабам компании, то есть его составляют все, кроме предпринимателей, которые покупают франшизу. Франшиза и есть готовый бизнес-план.

Рассказываем, как составить бизнес-план самому, чтобы потом не прогореть. Здесь нужно сделать оговорку: речь о бизнес-плане, который предприниматель собирает для себя, а не для инвестора или банка, чтобы получить кредит на бизнес.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Зачем нужен бизнес-план
Начнем с финансовой части — это главное в любом бизнес-плане. Финансовая часть состоит из нескольких блоков.

Инвестиции в проект. Инвестиции — это сумма, которую нужно вложить на старте предприятия. Например, если предприниматель открывает отель, то затраты будут считаться на квадратный метр помещения. Так удобнее, потому что можно будет умножать на общую площадь и понимать, какое помещение точно не подойдет.

Чтобы отремонтировать квадратный метр отеля, нужно 30 000 рублей:

7000 — ремонтные работы;
7000 — отделочные материалы;
16 000 — декор, сантехника, текстиль и пожарная безопасность.

Цены можно узнать, проанализировав рынок. Детальную смету по материалам самому собирать, скорее всего, не придется — это делает дизайнер или подрядчик по ремонту.

Если у нас небольшая гостиница, например 200 квадратных метров, то 30 000×200 — получаем 6 млн рублей.

Постоянные расходы. Это ежемесячные операционные расходы на ведение бизнеса. Здесь важно учесть траты:

на аренду помещения;
коммунальные услуги;
зарплаты сотрудникам;
банковское обслуживание.

На старте не нужно стремиться нанимать много персонала: расходы на фонд оплаты труда могут стать неподъемной частью для начинающего предприятия. Лучше отдать часть задач на аутсорсинг, например ведение бухучета. Аутсорсинговые расходы также пойдут в постоянные затраты.

Постоянные доходы. Это ежемесячные операционные доходы, которые получает компания. Например, основной доход отеля — сдача номеров гостям. Чтобы посчитать, сколько можно заработать с каждого номера, нужно проанализировать цены в других похожих отелях, но с учетом локации и состояния номеров.

Также нужно иметь в виду, что ни один отель не бывает загружен на 100% круглый год. В среднем берут ставку 85%. Например, если номер стоит 1000 рублей в сутки, то в месяц он принесет 25 000 рублей.

Переменные расходы. К переменным расходам относятся траты, которые напрямую с деятельностью компании не связаны, к примеру налоги. Для ресторана и отеля — это еще услуги прачечной, а для айти-компании — траты на тимбилдинг.

Финансовая часть бизнес-плана сильно зависит от сферы деятельности: если это производство, вместо ремонта и декора номеров отеля нужно считать стоимость станков и закупки сырья на первый месяц работы.
Через сколько окупится бизнес
После того как мы расписали основные блоки с доходами и расходами, можно посчитать их соотношение. Например, ежемесячные доходы компании — 1,5 миллиона рублей, а ежемесячные расходы — 1 миллион рублей.

1 500 000 − 1 000 000 = 500 000 рублей. Это и есть прибыль бизнес.

Зная эту сумму, можно посчитать, через сколько окупится бизнес. Допустим, предприниматель вложил в отель 6 миллионов рублей, а ежемесячная прибыль — 500 000 рублей. Считаем:

6 000 000 / 500 000 = 12 месяцев. Это срок окупаемости.

Получается, с ежемесячной прибылью в 500 000 рублей, предприятие выйдет в ноль через двенадцать месяцев. И уже на тринадцатый месяц работы компания начнет приносить прибыль.
Как проанализировать рынок и спрос
В бизнес-плане также можно провести анализ конкурентов, рынка и, соответственно, спроса. Это делают с помощью разных инструментов, например:

Яндекс-вордстата. В этом сервисе собираются все запросы, которые делают пользователи через Яндекс, вместе с количеством таких запросов. Например, Сергей ищет персидские ковры в Тюмени, а Ольга — студию йоги в Тамбове. По этим запросам можно понять, интересуются ли люди тем или иным товаром или услугой и сколько таких людей.

А дальше нужно посмотреть, сколько аналогичных компаний работает в регионе и прикинуть, хватит ли этого спроса на всех.

Тестовые запуски. Понять, нужен ли тот или иной товар или услуга потребителю, можно с помощью тестовых лендингов и рекламы. Еще до запуска бизнеса можно посмотреть на метрики и оценить, сколько людей заинтересовались и готовы купить товар.

Опросы покупателей. Понять рынок и спрос помогают и опросы потребителей: качественные и количественные. Это могут быть интервью при тестировании гипотез или анкетирование.
Как составить маркетинговую часть бизнес-плана
Маркетинговая часть бизнес-плана обычно состоит из трех частей:

каналы и методы продвижения — например, таргетированная реклама, реклама у блогеров в запрещенной соцсети или интеграция в видео на известном ютуб-канале, расклейка листовок по району или контент-маркетинг;

примерный план по лидам — сколько лидов может принести тот или иной канал. Сразу прописать это будет сложно, но по мере тестирования разных каналов можно будет собрать сводную таблицу: сколько денег требуется на тот или иной канал, сколько лидов приносит и какие каналы выгоднее всего;

вложения — сколько денег потребуется на маркетинг на старте.

Например, для отеля маркетинговая стратегия на старте будет небольшой, потому что основных клиентов в гостиничном бизнесе приносят онлайн-агрегаторы, например Островок или хотелс-ру.

В маркетинговой части бизнес-плана также можно прописать детали о компании:

рассказать, что это за бизнес;
дать подробный портрет клиента;
продумать, чем компания будет полезна клиенту и почему тот захочет обратиться к ним.

Эта информация поможет не сбиться с пути. Например, не потратить слишком много денег на дорогой ремонт отеля, если потенциальный клиент — бюджетный путешественник, который не готов платить больше двух тысяч рублей за сутки.

Ещё больше статей

деньги
инструменты
роботы
Сложно, дорого, потом: клиенты возражают — мы отвечаем
Что такое смарт-цель и как ее ставить
Обновляем личный кабинет: все роботы в одном месте

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru