Что такое консалтинг и как он работает
Чтобы компания развивалась, ее руководителю необязательно разбираться во всех вопросах. Для этого у него есть сотрудники, которые обладают экспертными знаниями в нужных вопросах. Но иногда штатным специалистам не хватает навыков, практики или специализации, чтобы выполнить задачу или решить проблему. В этом случае руководитель может обратиться к бизнес-консалтингу компании. Рассказываем, зачем это нужно и в каких случаях невозможно обойтись без квалифицированной поддержки на аутсорсе.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Что такое консалтинг и для чего он нужен
Консалтинг — это информационная услуга, которую другая компания или эксперт оказывают бизнесу. Простыми словами, консалтинг — это экспертные консультации по вопросам из разных сфер: например, по управлению и найму кадров, юридическому праву, инвестициям или финансам.
Скриншот статистики по запросу «консалтинг» в Яндекс-вордстате
За месяц с 22 июля по 22 августа услугой консалтинга интересовались 133 737 раз
Консультации могут предоставлять предпринимателю, руководителю подразделения, определенным отделам или компании в целом.
Например, застройщик, который специализируется на строительстве малоэтажных домов в частном секторе, хочет выйти на новый рынок — заняться многоэтажной жилой застройкой. Чтобы работать в новой отрасли, ему нужно организовать команду, узнать тонкости законодательства в жилищном строительстве и проконсультироваться по техническим вопросам.

Поскольку до этого застройщик не работал на этом рынке, у него не хватает знаний и навыков, чтобы не наделать ошибок. И у его сотрудников тоже не хватает опыта. Поэтому компания обращается за помощью к независимым экспертам, которые скажут, какие разрешения нужно получить, просчитают финансовую модель работы на новом рынке и оценят, реально ли вообще этой компании с текущими ресурсами перейти из малоэтажного строительства в более крупный сегмент.
Консалтинг предприятия позволяет получить ценную информацию, которую компания могла бы нарабатывать годами на своих ошибках. Вот для каких задач пригодится консалтинг:
запуск бизнеса — когда человек открывает свое первое дело, он может не знать многих нюансов. Например, как правильно платить налоги, сколько может стоить продукт на рынке, как распоряжаться капиталом и составить правильный договор. С каждым из этих пунктов поможет консультант;

масштабирование бизнеса — со временем компания может столкнуться с недостатком знаний и компетенций для развития. Например, не знать, куда лучше распределять прибыль, в какие бумаги инвестировать и как управлять командой не из 50 человек, а из 500;

решение внутренних проблем — за консалтинговыми услугами обращаются для решения кризисных вопросов или серьезных проблем. К примеру, когда увольняется топ-менеджер и на замену ему срочно нужно найти сотрудника, компания может заказать кадровый консалтинг. Или, например, показатели отдела продаж упали в два раза, и необходимо найти проблему и решить ее.
Консалтинг нужен тогда, когда компания не может справиться своими силами, рискует понести ущерб или ей требуется помощь более опытного в определенных вопросах специалиста. Главная цель любого консалтинга — разгрузить клиента и профессионально ему помочь. Иногда услуга нужна, чтобы со стороны взглянуть на бизнес и его процессы. Приглашенный специалист посмотрит на организацию, проанализирует ее и даст независимую оценку ее деятельности.
Каким бывает консалтинг и как работает
Консалтинг встречается в разных сферах работы. Им может заниматься один человек или компания. В зависимости от проблемы, которую решают консалтинговые услуги, есть разные виды консалтинга:
общий — по-другому этот вид консалтинга называется управленческим. Это направление затрагивает все сферы бизнеса и помогает увидеть положение компании в целом. Кроме этого, можно выявить факторы, которые мешают развиваться и двигаться вперед, и проблемные области, где снижена эффективность деятельности;

финансовый — сосредотачивается на финансах компании, например бухгалтерской и управленческой отчетностях, управлении прибылью и сокращении расходов;

инвестиционный — охватывает инвестиции и вложения компании или бизнесмена;

кадровый — уделяет внимание всему, что связано с работниками компании, — поиску, обучению, оптимизации процесса найма, повышению квалификации;

юридический, или правовой, — направление консалтинга, которое помогает владельцу компании и топ-менеджменту разобраться в законах;

маркетинговый — когда компании нужно узнать, как развивается рынок, ее конкуренты, получить исследования о перспективах выхода на новые рынки;

технический — узкоспециализированный вид, где консультанты разбираются в технических, инженерных, архитектурных, экологических нормах.
В соответствии с задачей и сферой, в которой надо провести анализ, формы и методы консалтинга могут быть разными. По небольшому вопросу, например о том, как оформить определенную справку или отчет для налоговой, можно просто обратиться за разовой консультацией. Для глобальной проблемы, например оптимизации процессов в компании, понадобится глубокая аналитика, поиск решений, стратегическое планирование и меры по внедрению плана. Эта работа может занять недели и месяцы.
Как искусственный интеллект выполняет функции консалтинга
Главное преимущество консалтинга — возможность получить готовое решение, которое основано на знаниях и опыте экспертов. Это снижает вероятность ошибок и позволяет найти наиболее точный подход к решению ситуации.

Хотя консалтингом занимаются люди, консультационные услуги оказывают и нейросети. Они выступают в роли юристов, маркетологов, инвестиционных консультантов и бухгалтеров. Например, британцу Джексону Фоллу чат ГПТ составил бизнес-план и помог из вложения в 100 долларов получить 25 000. А российский пользователь применил искусственный интеллект, чтобы торговать ценными бумагами. Это тоже примеры консалтинга. Только без людей.
Скриншот переписки с телеграм-ботом «Гигачат» с просьбой проконсультировать об открытии ресторана
Скриншот переписки с телеграм-ботом «Гигачат» с просьбой проконсультировать об открытии ресторана
Нейросеть можно попросить представить себя на месте эксперта и подсказать, как лучше решить вопрос. При этом следует учитывать, что консультации могут быть поверхностными и с важными вопросами лучше обращаться к реальным экспертам
А еще роботы с искусственным интеллектом, такие как в Томору, решают и другие задачи бизнеса. Они собирают обратную связь от клиентов, обзванивают кандидатов на вакансии, приглашают на мероприятия и заносят данные покупателей в ЦРМ-систему. Подробнее о них можно прочитать в статье «Голосовой робот для звонков».

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru