Роботы-рекрутеры: какие задачи бизнеса решают
Компании постоянно нанимают сотрудников: только в июле 2024 года на Хедхантере работодатели разместили полтора миллиона вакансий. По опыту Томору, на каждую вакансию откликается тысяча претендентов. На то, чтобы убедиться, что анкета актуальна и соответствует условиям вакансии, понадобится 33 часа, или четыре рабочих дня. После этого отбора нужно позвонить соискателю, задать простые вопросы и рассказать о работе. На это уйдет еще по 5−7 минут. Если хотя бы половина соискателей прошла первый этап отбора, получится 58 часов, или семь рабочих дней.

Эти задачи можно автоматизировать с помощью голосового робота hr. Он звонит соискателям, уточняет, актуален ли поиск, проводит первичное собеседование и назначает встречи. О том, как ИИ помогает в подборе персонала и как его применять для оптимизации процессов, рассказываем в статье.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Как голосовой робот облегчает работу эйчарам
Чтобы найти специалиста в компанию, менеджеры по персоналу из раза в раз выполняют одни и те же действия: отсматривают резюме, связываются с кандидатом, собеседуют по телефону, отправляют тестовые задания, делают записи и приглашают на встречу в офис. Для этого в маленьких компаниях достаточно одного человека, в больших организациях нужен отдел. Но свой отдел по подбору персонала — это дорого, а отдавать задачу на аутсорсинг не так эффективно: сторонние специалисты не знают внутренних процессов, и им сложнее найти подходящего специалиста. И это тоже дорого.
Скриншот вакансий по поиску hr менеджера на Хедхантере
В среднем зарплата менеджера по подбору персонала начинается со 100 000 рублей. Если эйчар тратит большую часть рабочего времени на обзвон, он уделяет меньше внимания управлению командой, тестированию и собеседованиям кандидатов. Источник: Хедхантер
В Томору для решения этой проблемы придумали робота-рекрутера. В HR бота встроен искусственный интеллект, благодаря которому бот понимает человеческую речь, воспроизводит осмысленные реплики и поддерживает диалог с человеком. Вот какие задачи он может взять на себя:
обзвонить соискателей — HR боту можно поручить обзвон людей, которые откликнулись на вакансию. Умная система сама наберет нужный телефонный номер, спросит кандидата о навыках и соответствии должности и пригласит на собеседование в офис;

обзвонить холодную базу — необязательно звонить только тем, кто оставил отклик. Если отобрать резюме в свободном доступе и загрузить их в базу для обзвона, робот свяжется с людьми, которые не видели размещенную вакансию. В таком случае бот поинтересуется, актуально ли резюме и интересна ли кандидату вакансия компании;

занести информацию о соискателе в ЦРМ — умные роботы умеют не только реагировать на слова собеседника, но и фиксировать их в црм-системе. Например, если кандидат упомянул в разговоре, что он готов работать только удаленно или предпочитает гибкий график, бот занесет это в таблицу и передаст информацию эйчару. А еще согласует и укажет в црм время и дату собеседования;

принять звонок и уточнить информацию — бот может работать не только на исходящих, но и на входящих звонках. Например, если кандидат захочет перезвонить в офис, робот ответит на звонок и обсудит возникшие вопросы;

рассказать о результатах собеседования — приятно, когда компания дает ответ об итогах интервью, даже если соискатель не получает работу. Эту задачу тоже можно поручить боту: он позвонит всем, кто побывал на собеседовании, поблагодарит за визит и пожелает удачи в поисках.
Бот для подбора персонала успешно справляется с простыми обязанностями эйчар-специалиста. Причем в некоторых случаях умная технология даже выигрывает у человека:
не спит и не отдыхает в выходные — робот может звонить в нерабочее время. Часто кандидаты с фултайм-работой скрывают, что ищут новую должность. Поэтому они не отвечают на звонки рекрутеров в рабочее время и просят звонить вечером или в выходные. Но кадровики тоже работают по графику и в условные восемь вечера могут отдыхать. Роботам не нужен отдых, голосовой бот позвонит кандидату в удобный ему момент;

работает с более высокой скоростью — пока один менеджер по кадрам тратит десять минут, чтобы набрать вручную номер, дождаться ответа и поговорить с человеком, робот обзванивает десятки человек. Это экономит время и помогает эйчару заниматься более сложными задачами;

не ошибается — робот не всегда знает ответ на вопрос кандидата, но ошибки, которые совершают люди, он исключает. К примеру, робот не нажмет при наборе номера не ту цифру и не занесет случайно информацию о кандидате в соседнюю колонку;

не заговаривается и не устает — когда человек выполняет большой объем монотонных, скучных задач, он устает. Из-за этого случаются оговорки, запинки. Например, менеджер при звонке может назвать соискателя не тем именем, запнуться и не произнести важную информацию. Из-за усталости люди отходят от скриптов и планов, робот — нет. Он четко ведет разговор и возвращает его в нужное направление, если соискатель отходит от темы.
Бот рекрутер — инструмент, который выполняет простые задачи по обзвону кандидатов, общению с ними и назначению встреч. Искусственный интеллект избавляет специалистов от скучных обязанностей, на которые уходит много времени, и позволяет им сосредоточиться на других задачах.
Может ли ИИ в hr заменить менеджера по персоналу
Роботы звонят людям, поддерживают с ними осмысленный диалог, интегрируют полученную информацию в црм-системы и строго следуют скриптам. Может показаться, что с искусственным интеллектом в эйчарах нет необходимости, достаточно нанять робота. На самом деле это не так.

Робот для подбора персонала — это инструмент в руках опытного менеджера по кадрам. Он выполняет определенный этап простой работы и освобождает эйчара для более сложных задач, где требуется глубокая аналитика, понимание менеджмента и отношений с людьми.

Если поручить нейросети весь процесс поиска и найма кандидатов, она не справится. У нее нет эмоционального интеллекта, она не понимает, чем один жизненный опыт отличается от другого и в чём его ценность. Боты оценивают количественные характеристики и забывают о качественных.

Разберем на примере.
Есть два кандидата на должность руководителя отдела. У первого опыт руководящей должности десять лет, а у второго — четыре года.

Если сравнивать соискателей только по опыту, первый кандидат выглядит привлекательнее. Но если детальнее изучить опыт работы и навыки каждого, окажется, что первый претендент десять лет работает в стабильной государственной организации. Он ни разу не сталкивался с кризисными ситуациями, не знает, как из них выходить и что делать. Зато второй четыре года работал в крупной корпорации, где постоянно происходили форс-мажоры, непредвиденные нововведения, проблемы с поставщиками, санкции, смена коллектива.

Человек с таким разноплановым опытом, вероятно, подойдет больше, чем руководитель с десятилетним стажем. Но бот может упустить это из виду.
Кроме того, использование ИИ в hr ограничено. На поиске и отборе кандидатов работа эйчара не заканчивается: он занимается обучением сотрудников, повышением их квалификации, оценкой эффективности работы и организации кадровых операций. При этом ИИ в управлении персоналом пока только внедряется в разные сферы работы. Он еще многого не может или только осваивает необходимые навыки.
Как голосовые роботы Tomoru помогают отбирать кандидатов на вакансию
Может показаться, что внедрение ИИ в hr — это слишком сложно. Действительно, если нужно внедрить комплексную систему, которая закроет задачи подбора и обучения команды, на это потребуется много сил. Если же робот необходим для простых задач, тут всё проще.

В Томору мы создаем hr ботов с ИИ разного уровня. Одни решают только узкие задачи, например по актуализации базы, другие берут на себя общее взаимодействие с кадровым отделом. Применение И И в hr зависит от потребностей компании.
Скриншот с сайта Томору со списком функций, которые выполняет бот ИИ”
Умного голосового робота можно привлекать к выполнению разных задач, например только к найму сотрудников или только к обучению. А можно построить целую систему, в которой искусственный интеллект возьмет на себя больше обязанностей
В видео ниже приведен пример, как голосовой HR-robot робот общается с кандидатом на вакансию:
ИИ в hr-сфере стали помощниками, которые в сотни раз быстрее справляются с рутинными задачами. Узнать больше о том, как чат-боты помогают в управлении персоналом, можно на нашем сайте.

Ещё больше статей

инструменты
продажи
сотрудники
IP-телефония: что это такое и как работает
Ценностное предложение (value proposition)
Продакт-менеджер: чем занимается и зачем нужен компании

Остались вопросы?
Свяжитесь с экспертом

Эксперт Tomoru по запуску роботов изучит вашу задачу и предложит решение
Полина Бережных
Эксперт Tomoru