Банковский маркетинг — это направление маркетинга, которое помогает финансовым компаниям продвигать продукты.
Согласно опросу аналитического центра НАФИ, в 2017 году у 69% россиян
была хотя бы одна банковская карта. При этом 71% россиян в 2023 году предпочитает
оплачивать товары и услуги с помощью безналичного расчета. Такая статистика свидетельствует, что большая часть населения пользуется услугами банков.
Люди получают зарплату на дебетовую карточку, делают интернет-заказы на маркетплейсах, расплачиваются картой с кэшбэком в магазинах, берут кредит, оформляют ипотеку, открывают вклад или инвестиционный счет — всё это продукты банковского сектора.
Рынок банковских услуг специфичен, на него действуют свои факторы, которые ограничивают компании в возможностях. Вот какие у него особенности:
бльшая конкуренция. По состоянию на 1 ноября 2023 года в России
действует 324 банка, которые предлагают свои услуги. В основном это крупные банки с большим запасом ресурсов для рекламы и привлечения клиентов, из-за этого конкуренция между ними растет;
высокая стоимость привлечения клиента. Финансовые услуги — дорогостоящий продукт, который требует много расходов: на обслуживание, контроль и рекламу. Люди долго присматриваются к банку и не принимают импульсивных решений, из-за этого привлекать новых клиентов банкам обходится дорого и трудоемко;
доверие к финансовым продуктам. Люди осторожно относятся к банковскому сектору, так как боятся потерять деньги. Из-за этого они долго выбирают, сомневаются и не могут решиться. Поэтому банкам приходится постараться, чтобы убедить людей в своей надежности и выгодности;
государственное влияние. Финансовый сектор регулируется государством, ставки по кредитам и вкладам напрямую зависят от ключевой ставки Центробанка, а другие меры могут ограничивать банки в развитии продуктов, например услуг по открытию зарубежных инвестиционных счетов;
высокий порог входа на рынок. Банковская сфера управляется государством, в ней много правил и ограничений. Нельзя открыть маленький бизнес с оборотом в десять дебетовых карт в месяц и парой кредитов. Придется пройти процедуры, чтобы получить лицензии и доказать платежеспособность.
Из-за особенностей маркетинг в банковской сфере строится по своим законам. В нём много внимания уделяют работе с клиентами, чтобы повысить их доверие и убедить пользоваться услугами банка постоянно. Вот какие задачи ставит перед собой банковский маркетинг:
находить пути развития на финансовом рынке — так как рынок ограничен и ценен каждый клиент, банкам приходится постоянно следить за конкурентами и разрабатывать новые продукты и тарифы, например повышенный кэшбэк на определенные категории или вклады в юанях;
изучать потребности людей — чтобы быть конкурентоспособным, нужно ориентироваться на запросы пользователей. Один из таких способов — изучать аудиторию, следить за трендами на рынке и подстраиваться под них. Например, в условиях мировых ограничений вводить новую платежную систему или бесконтактный способ оплаты для смартфона;
удерживать клиентов — чтобы люди не уходили, банкам надо улучшать сервис, вводить акции и специальные предложения, быть в инфополе и показывать себя надежной компанией, которой можно доверять;
поддерживать репутацию — из-за высокого недоверия пользователей к финансовым продуктам банкам нужно внимательно следить за своей репутацией, поддерживать статус устойчивого учреждения и не допускать, чтобы люди начали сомневаться в нём.
Чтобы следовать задачам, банки проводят маркетинговые исследования, изучают рынок, приглашают к сотрудничеству знаменитостей, придумывают системы лояльности, привлекают партнеров, чтобы предлагать кэшбэк и акции, повышают проценты по вкладам и дарят подарки.