умные разговорные роботы для бизнеса
Решения
О Tomoru
Партнёрам

«Я пошел в банк за кредитом с мыслью, что если дадут, останусь в Tomoru»

Никита Архипов
директор по маркетингу
Я учился на монтажника, увлекался математикой, служил в театре и пытался сделать свой бизнес, когда в какой-то момент понял, что не знаю, чем заниматься дальше.

И тут я обратил внимание на рекламу Скилбокс в интернете, которая постоянно выскакивала перед глазами и заманивала на курсы маркетинга. Было жалко тратить деньги, поэтому я стал изучать маркетинг сначала сам, а потом уже пошел на курсы. И мне жуть как понравилось.
По какому номеру
мы можем назначить встречу?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Как-то менеджер Скилбокса написал, что обо мне ходят легенды, потому что я быстро прохожу уроки и сдаю задания
В итоге я понял, что хочу стать лучшим маркетологом на Дальнем Востоке — в то время я жил в Хабаровском крае.

Думаю, маркетинг заинтересовал меня, потому что в нем сочетались те навыки, которые у меня уже были: я руководил продажами, то есть умел продавать и считать, управлял командой — умел менеджерить, а еще у меня был бэкграунд театрала — я мог общаться и заниматься творчеством. Мне казалось, всё, что я умею делать, — создано для маркетинга.

О Tomoru я еще ничего не знал, и решил сделать свое маркетинговое агентство в Комсомольске-на-Амуре. Мы в холодную искали клиентов и больше бегали, чем зарабатывали. Тогда мне казалось, что я всё умею, но я ни черта не умел. Осознание этого пришло через полгода — так я понял, что хочу найти наставника и где-то набраться опыта.
Я откликнулся на вакансию Tomoru, но мне не ответили
За опытом я решил пойти в маркетинговое агентство: мне казалось, что чем разнообразнее проекты, тем больше опыта я получу. Начал откликаться на вакансии и ходить по собеседованиям.

И как-то мне попалась вакансия Tomoru — это был 2020 году — малюсенькая, буквально два абзаца с пометкой «стартап».
Я даже не понял, чем занимается Tomoru, но решил откликнуться на вакансию
Откликнулся на вакансию, а в ответ — тишина, хотя сообщение прочитали. И меня это задело: как так, почему мне не отвечают. Помню, что меня особо не интересовало, что за компания: какие-то роботы, стартап, Tomoru. Но то, что мне не отвечают, — задело.

Я еще подумал: «Вы что, охренели там что ли», и пошел искать номер телефона компании. И раз, нахожу, но непонятно, чей именно, просто номер. Звоню — отвечает какой-то мужчина. Я с перепуга еще заикаться начал: «Мол, вот, я там на вакансию откликнулся, посмотрите». А мне отвечают, что да, хорошо, нужно сделать тестовое задание. Это был Денис Балюра — основатель Tomoru.

Денис прислал мне тестовое, я открыл его, а оно огромное: нужно было придумать стратегию продвижения продукта, рассчитать бюджет под нее, эффективность и окупаемость и много чего еще. Это был четверг, и я подумал: «Ну и черт с ним, не буду делать, у меня вот скоро собеседование в маркетинговое агентство». Проходит пятница, суббота и воскресенье, а в понедельник Денис мне пишет: «Как дела с тестовым? Я такой думаю: «Это он меня сейчас на понт взял?». С тех пор он постоянно берет меня на понт.

А тогда я подумал: «Ну куда деваться, буду делать тестовое». Написал Денису, что оно будет готово к среде, и сел делать.

Спустя несколько лет работы в Tomoru Денис признался, что когда получил мое тестовое, порядком офигел, насколько оно было хорошо сделано. Да и я сам думаю, что это была хорошая работа. Даже сейчас, если бы ко мне кто-то пришел устраиваться на работу с таким тестовым, я бы сказал, что это сильно.
Прежде всего я поверил в Дениса
Я пришел в Tomoru на должность маркетолога и зарплату в 20 000 рублей. Это был май 2020 года. И то, сразу же выяснилось, что первый месяц — тестовый, и зарплаты вообще не будет.

Тогда в отделе маркетинга работал таргетолог, потенциальный директор по маркетингу и наш инвестор, который выполнял обязанности директора по маркетингу, но собирался уйти с этой роли. Я посмотрел на потенциального директора и сказал себе: «Я его перерасту». Так и получилось:
Мой путь в Tomoru от директолога до директора по маркетингу
Но вернемся в то время. С мая по сентябрь в Tomoru смогли сделать только несколько продаж. Для сравнения, сейчас мы такой объем делаем за несколько часов. Тогда мы пробовали, пытались, но почти не двигались.

К концу лета у компании закончились деньги, и я перестал получать зарплату. На маркетинг денег тоже нет. И вместо маркетинга мы будем заниматься холодными продажами — чтобы получить хоть сколько-то клиентов.

Выше я упомянул, что хотел найти наставника, но в Tomoru я никому об этом не говорил. И тогда сложилась такая ситуация, что Денис стал моим наставником — это произошло как-то само собой. Денис — тот человек, который приходил ко мне и говорил: «А давай вот тут сделаем лучше, например, так и так. И я такой: «Оу, он помогает мне сделать мою работу и рассказывает, почему он делает так, а не иначе. Вау!»

В этот момент у меня стала формироваться лояльность к Денису: денег не было, клиентов не было, мы занимались не маркетингом, а холодными продажами, я начинал терять веру в Tomoru, но стал тянуться к Денису. Он стал тем, что меня связало с компанией. Роботы Tomoru начнут продаваться, клиенты и пользователи — возвращаться с крутой обратной связью, а команда — расти.

Хотя даже сейчас, спустя три года, я думаю, что не продукт делает Tomoru теми, кто мы есть, а команда. Мы можем перестать делать роботов и начать делать что-то другое — для меня это неважно, если то, что мы начнем делать, будет соответствовать нашим ценностям. Важно то, с кем я это делаю.

Я не могу точно сказать, как так получилось, что у нас собралась такая крутая команда. Думаю, всё пошло от Дениса, а затем классные люди стали притягиваться к классным людям.
Чтобы остаться в Tomoru, пришлось брать кредит в банке
К августу 2020 года деньги закончились: я не получал зарплату, а долг по ней просто записывали за мной со словами, что когда-нибудь отдадут. Так получилось, что в это время я женился и переехал во Владивосток — очень дорогой для жизни город. Денег не хватало и выживать удавалось только за счет вечерних подработок.

В тот момент я начал терять веру в Tomoru. Вернее, было так: я верил в Дениса, но не понимал, почему наш продукт не продается. Мы чуть ли не бесплатно предлагали наших роботов, их не брали, у нас не получалось найти клиентов. Начались сомнения: может быть это никому не нужно.

И тут я получаю предложение о работе маркетологом в другой компании с хорошей зарплатой. С другой стороны — Tomoru, где не платят денег.

Я звоню Денису, мы договариваемся о встрече в кофейне, и я прямо ему говорю, что у меня есть оффер, и прошу войти в мое положение. И Денис спокойно так реагирует, задает какие-то вопросы, мы беседуем, и вдруг я говорю: «Денис, ну не продается же». И он уверенно так отвечает: «Будет продаваться».

Я пришел домой и подумал, что, блин, у нас же может всё получиться — и пошел в Сбербанк оформлять кредит. Еще так подумал: если кредит дадут, останусь в Tomoru, а нет, так нет. Мне одобрили 120 000 рублей, и через две недели после этого в Tomoru пошли продажи.